Пластинка предназначена для уроков зоологии в 7-м классе. Возможно её использование и при изучении вопросов экологии в курсе «Общей биологии» 10-го класса, во внеклассной и кружковой работе.
Вода для рыб – родная среда обитания. Это во многом определило их облик. Ведь вода значительно плотнее воздуха, обладает большим сопротивлением, другими физическими отличиями. Вот почему способы изучения звука у рыб совершенно иные, чем у наземных животных.
Органы звукоизлучения рыб не специализированы и включают челюстной аппарат (записи 2, 3), плавательный пузырь, выросты плавников. Так, посредством вибраций и сжатия стенок плавательного пузыря возникают ударные и трелевые звуки (записи 1, 5, 6). Особенное развитие в качестве органа звукоизлучения плавательный пузырь получил у горбылевых рыб (запись 8). Подавляющее большинство звуков рыб имеет сигнальное значение; свидетельствуя о состоянии исполнителя или о характере его активности, они могут оказывать воздействие на поведение особей своего или других видов. В этом заключается их биологическое значение. Звуки питания называют сопутствующими. Другие сигналы используются произвольно, нередко адресуются конкретной особи – партнёру или сопернику. Рыбы издают звуки угрозы в защитных ситуациях (записи 1, 5, 7). Или звуки во время ухаживания, которые помогают семейной паре образоваться и приступить к размножению (записи 4, 6). Стуки горбылей в море (запись 8), по-видимому, также связаны с нерестом рыб.
Особое место в общении и ориентации рыб принадлежит биоэлектричеству. Накопление большого заряда сильноэлектрическими рыбами связано со взаимоотношениями хищник – жертва (записи 9 – 11). Это было давно известно натуралистам. К настоящему времени обнаружено, что около 300 видов рыб способны воспроизводить электрическое поле и использовать его в целях ориентации и общения (запись 12). В последние годы неожиданно выяснилось, что электрические разряды могут излучать обычные рыбы, не имеющие специальных производящих электричество органов (записи 13, 14). Биологическое значение слабых разрядов у неэлектрических рыб в настоящее время выясняется.
Знакомство со звуковыми и биоэлектрическими сигналами рыб существенно расширяет знания учащихся об этой группе позвоночных животных. Рекомендуется демонстрировать звуковые сигналы рыб при изучении их нервной системы, органов чувств, поведения, а также вопросов, связанных с питанием и размножением рыб.
И. Никольский
Содержание:
Сторона 1
01. Хромис-красавец. Hemichromis Bimaculatus. Звуки угрозы
02. Аквариумные рыбы. Звуки питания
03. Карп. Cyprinus Carpio. Звуки питания стайки рыб
04. Тилапия мозамбикская. Tilapia Mossambica. Звуки ухаживания самца
05. Хромис-красавец. Драка двух самцов
06. Хромис-красавец. Звуки ухаживания самца
07. Цихлазома чернополосая. Cichlasoma Nigrofasciatum. Звуки угрозы семейной пары
08. Горбыль. Sciaena SP. Стуки стаи рыб. Запись в Чёрном море
Сторона 2
09. Электрический сом. Malapterurus Electricus. Разряды при выпугивании жертвы из укрытия
10. Электрический сом. Разряды преследования жертвы
11. Электрический сом. Оборонительные разряды
12. Гнатонемус. Gnathonemus Peretsii. Электрическая локация с целью ориентации
13. Обыкновенный сом. Silarus Glanis. Электрические разряды
14. Речной угорь. Anguilla Anguilla. Электрические разряды
Продолжительность: 00:14:44
Автор текста И. Никольский
Записи производили: Б. Басов, И. Никольский, Е. Шишкова
Методист-консультант В. Константинов
По заказу Министерства просвещения СССР
Носитель: Vinyl 10"
Год выхода: 1980
Издатель: Мелодия
№№ по каталогу: М71-41501-2
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 31.6 Мб
Комментариев нет:
Отправить комментарий