среда, 4 декабря 2019 г.

Забытые жемчужины среднеазиатского джаз-рока (Обзор от Андрея Гаевского)



Когда-то работая над справочником «Рок Восточной Европы», я заметил: как много шедевров прошлого незаслуженно забыто по тем или иным причинам. Тому виной равнодушие прессы к культурному прошлому, занятость обычного человека, переизбыток информации да и просто лень. Поэтому деятельность, которую можно назвать «музыкальной археологией», сравнима по затрате времени и сил со знаменитой ловлей жемчуга в Токийском заливе. Но результат стоит того!

В данном обзоре речь пойдет о «золотом» периоде среднеазиатского джаз-рока из стран, названия которых звучат достаточно непривычно для уха обычного меломана: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и пр. В основном именно в этих трех бывших республиках СССР «ковался» этнический джаз- и прогрессив-рок, достигший своего расцвета в восьмидесятые годы. Тем удивительней (и даже приятнее), что в те годы, когда на Западе царило повальное увлечение электронно-танцевальной музыкой, новый виток развития рока состоялся в бывших советских республиках, пусть и в богатых литературным и музыкальным наследием, но все ж за железным занавесом.

У каждого ансамбля были свои особенности: кто-то, как «Ялла», тяготел к эстраде, а кто-то вроде «Гунеша» был ближе к прогрессивным течениям, но все способствовали взаимодействию двух культур: западной и восточной. Как оказалось, скрещение народных мелодий с джазом и роком привело к очень интересным результатам, которые вошли в историю на виниловых пластинках фирмы «Мелодия». Все эти пластинки выпускались на Ташкентском заводе им. Ташмухамедова — когда-то главном подразделении «Мелодии» в среднеазиатском регионе. Несмотря на удаленность от Центра, завод был технически хорошо оснащен, а ташкентский филиал всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» был оборудован современной аппаратурой, что позволяло, в конечном счете, записывать альбомы на достойном уровне.

Я попытался сделать культурный срез на примере избранных альбомов.


1988: Мелодия С60 26549 004
Узбекистан


Узбекский ансамбль «Анор» образовался в 1985 году под руководством басиста Грига Пушена, когда в его группу, после победы в конкурсе джазовых ансамблей и рок-групп Ташкента «Джаз сквозь время», пришел талантливый саксофонист Семен Мордухаев.Григ[орий] Пушен приобрел известность в молодежной среде еще на рубеже шестидесятых — семидесятых годов в составе группы «Скифы».

Совместная работа двух музыкантов, аранжировщиков и композиторов привела к созданию поразительной музыки, в которой соединились авангард, восточный фольклор и электрический фьюжн. Компанию им составили лучшие местные музыканты: Юрий Беньяминов (гитара, ситара и др. национальные узбекские инструменты), Адюр Якубов (клавишные), Батыр Ташходжаев (гиджак), Андрей Перцев (ударные; позднее переиграл в целом сонме отечественных «тяжелых» групп: например, в «Черном Кофе», «ЭВМ») и певица Наталья Нурмухамедова, которая стала известной с 1968 года, когда пела в студенческой группе «Спектр». Позднее она прославилась в «Ялле».

В этом составе «Анор» гастролировал в течение двух последующих лет по республикам СССР и Восточного блока, а в 1987 году помог записать Нурмухамедовой, ставшей заслуженной артисткой Узбекской ССР, ее второй поп-альбом «Малиновый сироп».Все изменилось летом 1988 года, когда «Анор» выпустил свой единственный альбом в стиле этнического джаз-рока.

Пластинка «Вкус граната» уже давно стала вожделенным предметом поиска продвинутых отечественных и западных меломанов, но известно о ней совсем немного: выпущена мизерным тиражом то ли в две с половиной тысячи, то ли вообще в тысячу экземпляров, и тотчас же стала раритетом, хотя в 2002 году ее планировала переиздать известная чешско-русская фирма «Богема мьюзик». По-видимому, финансовые трудности и последовавшее исчезновение компании с рынка звукозаписи — более чем объективные причины ее непереиздания. Разумеется, раритетный статус с каждым годом лишь повышает ценность этого очень самобытного шедевра, очаровавшего всех, кому выпала удача прикоснуться с ним непосредственно из колонок, своей восточной мелодикой в стилистике прогрессивного джаз-фьюжна а-ля Return To Forever, Mahavishnu Orchestra и др.. Что ж... Как говорится, ищущий да обрядет...


1983: Мелодия С60-18719-20
Казахстан


Казахский ансамбль «Бумеранг» (не путайте с одноименной поддерживающей группой Эдуарда Артемьева) — детище известного алма-атинского музыканта, ударника Тахира Джалалидиновича Ибрагимова (1947—2006). По сути, именно этому замечательному человеку был обязан казахский этноджаз своим появлением и развитием. А позднее благодаря своей кипучей деятельности Тахир сумел выдвинуть «Бумеранг» и в число лидеров советского джаз-рока. Как и легендарный Ришад Шафи, Ибрагимов был сильнее всего увлечен ударными инструментами. И удивляться здесь, право, нечему: всевозможные ритмические приспособления, таблы широко используются в народной музыке, которая, как и предтечи джаза, связана с двигательно-дыхательными рефлексами человека и его религиозными ритуалами. Серьезной заявкой на прием в когорту избранных стал дебютный диск группы, который так и называется: «Бумеранг».

Дебютный альбом вышел в 1983 году и представил группу в смешанном казахско-русском составе. В общем, после прослушивания стало ясно, «кто в доме хозяин». Тахир давал всем музыкантам равные возможности проявить себя, но не позволял увести ансамбль далеко от твердой ритм-секции, которой заведовал. Первая композиция «Семиречье» встречает нас протяжным трубным звуком, будящим в воображении картины бескрайних казахских степей, в исполнении Юрия Назарова. Его соло ненавязчиво дополняют клавишные «переливы» Льва Липлавка. Затем композиция переходит в прекрасный джем с полноценным солированием всех заявленных соло-инструментов по очереди: саксофона Виктора Николаева; пианино, трубы и гитары в исполнении Константина Ли. Если «Хайтарма» в целом наследует ритм «Семиречья», хотя и исполняется с ярко выраженными восточными интонациями, то в «Мадрасе» нас ожидало еще более глубокое погружение в народную музыку. Тахир прекрасно играет на табле, а под конец плетет замысловатые «шаманские» кружева на басе. Медитативное вступление следующей композиции объясняет само ее название: «Дервиш» значит «монах-отшельник». К счастью (или к сожалению?) это настроение ненадолго: группа вновь засияла во всей своей игровой красе с вязкими соло в этаком туманном, психоделическом настроении. В заключительной композиции «Пагода „Пайа”» заметны черты авангарда, а также несомненные родственные связи с индийской, тибетской музыкой.

Очень советую найти и послушать две остальные пластинки ансамбля: «Орнамент» (1985) и «Мираж» (1987).


1999: Boheme Music CDBMR 911107
Туркменистан
Записи 1980—1984 гг.


Все вы, дорогие читатели, наверняка знакомы с творчеством ансамбля «Гунеш» в отличие от остальных групп данного обзора. И это понятно: «Гунеш» был одним из первых, кто выпустил альбом восточного джаз-рока, и, пожалуй, единственными, кто приобрел международную известность на этом поприще. Само имя ансамбля стало нарицательным в среде любителей качественной и сложной музыки из СССР и упоминается вместе с «Арсеналом», «Аллегро», «Автографом», «Горизонтом», «Сезоном дождей» и др., которые интеллектуально явились мощным противовесом уличной самодеятельности так называемого Ленинградского рок-клуба.

В начале семидесятых ансамбль исполнял туркменские народные песни и ничем особенно не выделялся среди прочих народников. Но к концу десятилетия пришли молодые силы, увлеченные гармониями джаза и рока, среди которых особенно выделялись ударник Ришад Шафи (1953—2009) и саксофонист Станислав Морозов. Первым шагом на пути к массовому слушателю стало успешное выступление на конкурсе «С песней по жизни» в 1977 году, но решительный рывок к известности произошел на легендарном фестивале «Тбилиси-80». Пусть группа заняла «лишь» второе место (поделив его с «Автографом»), зато получила возможность записать и издать дебютную пластинку уже в том же году. За прошедшие тридцать пять лет этот альбом, положивший начало золотой эры среднеазиатского джаз-рока, стал мегараритетом: сейчас найти его практически невозможно. Свое развитие группа продолжила на втором альбоме «Вижу Землю», который вышел в 1984-м году и вновь стал большим раритетом.

Компакт-диск под названием «Ришад Шафи представляет Гунеш» от издательской фирмы «Богема мьюзик» вобрал в себя композиции с обоих альбомов, однако расположение дорожек на диске не соответствует хронологии, а некоторые композиции сменили название (интересно, почему?). Так или иначе, это прекрасная ретроспектива уникального творчества ансамбля «Гунеш».

Дорожки 7—12 составили дебютный альбом «Гунеш» (1980). На мой взгляд, самый первый альбом все же немного превосходит второй. Все шесть композиций — совершенно уникальный, не поддающийся никаким сравнениям продукт в джаз-роке. Вряд ли где-то еще вы услышите столь яркое, задорное исполнение народных танцев духовиками Стасом Морозовым, Юсифом Алиевым, Шамилем Курмановым; молниеносного, но легкого на удары по всевозможным барабанчикам Шафи; проникновенного пения Хаджиризы Эзизы и удивительного солирования по мотивам туркменских мелодий гитариста Михаила Логунцова. В совокупности, это удивительно смелое соединение приемов рока с туркменско-дестанскими песнями раздвинуло горизонты обоих жанров и обогатило их. Местами проявляются прогрессивные формы рока и даже авангард. Несомненное новаторство.

Дорожки 1—6: альбом «Вижу Землю». Оруэлловский 1984 год группа встретила «из космоса». Оказалось, что грустные, проникновенные восточные композиции хорошо сочетаются с электронными эффектами и синтезаторными раскатами, придающими оттенок космической таинственности. За четыре года группа успела побывать во многих странах Востока, поэтому в творческой копилке ансамбля появились великолепные адаптации на темы индийской, вьетнамской и др. стран музыки. Вообще, второй альбом отличается новыми интонациями, возросшим профессионализмом, лучшей продуманностью и богатством звуков. К примеру, «Ритмы Кавказа» — единственная вокальная композиция — завершается виртуозным скрипичным соло Гасана Мамедова. Впрочем, перемены не коснулись Шафи, который по-прежнему выразительно лупит по экзотическим барабанчикам.

Существует еще один интересный альбом, изданный «Богемой мьюзик», — «45 градусов в тени» (2000), — на котором фактически главенствует Шафи со своей сильно разросшейся перкуссией.


1985: Мелодия С60 22145 005
Казахстан


Этот почти шедевр добрался до меня позже остальных в данном обзоре, и мне приятно говорить, что он, как полагается шедевру, не похож на все остальные здесь. Это, действительно, уникальный альбом, записанный в жанре... электронно-авангардной с вкраплениями джазовой и эстрадно-симфонической музыки. Во многом он напоминает мне ансамбль «Горизонт», разразившийся альбомом годом позднее, в 1986-м. Похоже, пластинка «Медео» стала одной из первых ласточек обновленного, перестроечного рока.

О самом ансамбле «Медео» мне мало что известно, кроме того что его лидером был клавишник Владимир Назаров из «Бумеранга», который мне также чрезвычайно нравится. Вероятно, «Медео» был каким-то побочным проектом детища Ибрагимова как богатого источника, из которого отделяются ручейки.

Мне очень приятен этот альбом тем, что он прекрасно соответствует духу восьмидесятых — времени, наполненным для меня мрачными фантазиями писателя Джорджа Оруэлла и кинорежиссера Терри Гиллиама. Мне так и представляется квартира в многоэтажном доме где-то на краю парка поздней осенью... В ней бродят лучи холодного солнца по книжным полкам и типичной скудной советской обстановке... Почему такие ассоциации? Потому что эта нежная, по большей части грустно-задумчивая инструментальная музыка, исполненная в основном на клавишных, вызывает в памяти антураж многих советских фильмов тех лет. В частности, она послужила бы отменной звуковой дорожкой к фильмам Данелия «Осенний марафон», «Слезы капали», фантастическому детективу «Отель „У погибшего альпиниста”» и особенно к «Послесловию» Марлена Хуциева. У произведений Назарова есть нечто общее, кстати, с творчеством эстонского композитора Свена Грюнберга — автора музыки к «Отелю...». Оба тяготеют к какой-то таинственности. В этой связи лучшей композицией первой стороны пластинки мне видится прекрасная «Воскресные прогулки» с медленной игрой и глубокими аккордами на синтезаторе. Она состоит из двух непохожих тем, между которыми лежит кусочек мрачной авангардной какофонии.

Вторая сторона пластинки открывается композицией «Экибастуз», исполненной в стиле электронного минимализма. Экибастуз — город в Павлодарской области Казахстана. Помимо просто интересного воплощения она содержит красиво-печальную мелодию. В полном виде группа с полноценной перкуссией, трубой и даже гитарой появляется в следующей теме — «Путь к солнцу». Здесь — единожды — звучит полноценный джаз-рок в духе «Бумеранга». Завершает альбом почти одиннадцатиминутная сюита «Охотник», которую можно отнести к прогрессивному джаз-фьюжн, но с сильной доминантой электронной музыки. Прекрасный финал для прекрасного в целом альбома.


1986: Мелодия С60 24399 006
Узбекистан


Ансамбль «Сато» образовался в 1978 году под руководством мультиинструменталиста Леонида Атабекова. Вскоре благодаря джазовым фестивалям в культурном центре Узбекистана Фергане — месте сосредоточения многих культур — имя ансамбля очень быстро стало известным среди любителей джаз-рока в СССР. Впрочем, его популярность могла запоздать, не будь в составе талантливейшего гитариста Энвера Измаилова.

Будучи выпускником музыкального училища по классу фагота, Измаилов самостоятельно освоил гитару и изобрел собственный метод звукоизвлечения. Вы наверняка знакомы с его уникальной техникой так называемого двойного тэппинга — приемом, при котором при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн. В компании с такими первоклассными музыкантами, как флейтист и саксофонист Наркет Рамазанов, клавишник и виолончелист Риза Бекиров, он смог раскрыться в полной мере. В творчестве гитариста, а значит и во всей группе, тесно переплетены импровизация с музыкальным фольклором крымских и булгарских татар, мелодиями среднеазиатских стран и индийской народной музыки. Неслучайно одним из самых влиятельных гитаристов на свое творчество Измаилов называет Рави Шанкара.

В 1986 году «Сато» выпустили свой первый шедевр — альбом «Эфсане», — имея за плечами восемь лет активной работы. «Легенде» повезло больше других альбомов и даже групп: его переиздали на компакт-диске в 2006 году.

Вступительная композиция «Кызыкчыклар» не обижает никого из музыкантов участием в ней. Наоборот — в преисполненной мягкости, деликатности, удивительной чистоты этнической гармонии каждому нашлось место, чтобы проявить мастерство. Опуская ритм-секцию, которая очень верно чувствует ритм, равно великолепны партии флейты и диалоги гитары с электронными клавишными — будто свежий восточный ветер приятно ласкает лицо в палящий зной. Я сначала не поверил, что «Легенда» и «Танец Гульмиры» — авторские композиции Измаилова, поскольку сыграны от начала до конца только им самим на гитаре. Настолько цельно, своеобразно, а главное, ритмично он извлекает звуки, что кажется: играет как минимум трио. В принципе, то же самое касается и композиции «Тым-тым», только на поддержке звучит бас Атабекова. Еще одним шедевром коллективного творчества стала обработка татарской народной песни «Бойна». С полноценной ритм-секцией и мягкой, но тоже ритмичной клавишной «подсветкой» эта композиция является натуральным джаз-роком, в ткань которого вплетены замысловатые этнические «кружева» саксофона, гитары и флейты, ведущие своеобразные диалоги между собой. «Парафраз на темы „Арабалар” и „Хоро”» открывает гитарная прелюдия, переходящая с нарастанием в зажигательный восточный танец.

Советую послушать второй опус группы — «Передай добро по кругу» (1987) — и такие сольные альбомы Энвера Измаилова, как «Восточная легенда» и «Around The Black Sea».


197?: Мелодия С60-10157-58
Азербайджан


Ансамбль «Севиль» возник в 1969 году в солнечном Баку и неразрывно связан с гениальным пианистом и композитором Вагифом Мустафой-заде (1940—1979), работавшим в те годы в Государственном эстрадном оркестре Азербайджана. О Вагифе написано довольно много, по крайней мере, вы без особого труда найдете в интернете перечисление этапных вех в карьере этого выдающегося музыканта. Напомню только, что международную славу и признание в нем одного из лучших джазовых пианистов мира принес новаторский стиль, замешанный на мугаме — традиционной азербайджанской песенно-танцевальной музыке — и превосходных джазовых импровизациях.

Единственный альбом ансамбля «Севиль» — это еще один мегараритет, наряду с творениями «Фирюзы» и «Анора», из числа изданных «Мелодией» в южных республиках СССР. Изучая издательскую политику «Мелодии», я пришел к выводу, что пластинки эти выпускались сравнительно небольшими тиражами и распространялись в основном на родине музыкантов. Это и предопределило их сегодняшний раритетный статус. Неизвестно даже, в каком точно году была выпущена эта пластинка; дата выпуска варьируется между семьдесят первым и семьдесят восьмым годами, но вероятнее всего, запись сделана в первой половине семидесятых.

Этот альбом длительностью примерно в тридцать пять минут уникален и великолепен. В отличие от более известных у нас серии пластинок «Джазовые импровизации», где Вагиф работает в одиночку, в этом альбоме звучит настоящий ансамбль с перкуссией и проникновенным пением четырех вокалисток. Поэтому говорить о чисто прикладном джазовом направлении альбома не приходится, это творческий плод на стыке фольклора, джаза, рока и фанка. Уже в первых двух песнях «Дороги» и «Золотое колечко» — одних из лучших, кстати, — легко раскрывается сущность исполнительского стиля Мустафы-заде. Яркое, красочное пение в национальном стиле превосходно обыгрывается импровизациями на фортепиано. Звучит очень колоритно и неповторимо. Вагиф открыл, что грустные национальные мелодии прекрасно сочетаются с теплой и задушевной джазовой поддержкой и приводят к таким гениальным творениям, как, например, «Любимая». Можно представить, какой восторг испытывали западные джазисты, исследовавшие свои традиции джаза вдоль и поперек и искавшие новых гармоний на чужбине, как Чик Кориа в Испании, когда открыли Вагифа.

Примерно половина из всех композиции чисто инструментальные и в сочетании с ритм-секцией понравятся любителям как джаз-рока, так и этноджаза. Их отличает богатство восточных оттенков, интересное развитие, высокое мастерство.

Примерно за год до своей печальной кончины от сердечного приступа, 7 октября 1978 года, Вагиф Мустафа-заде выступил в Киеве, где представил еще одну интересную программу, состоящую из вокальных и инструментальных частей с использованием даже саксофона. Я искренне рекомендую к прослушиванию и этот концерт, опубликованный на компакт-диске в 2003 году из архивов Национальной радиокомпании Украины под названием «Один день в Киеве».


1979: Мелодия C60 13215—16
Туркменистан


Вместе с «Гунешом» ансамбль «Фирюза» принадлежит к лучшим образцам туркменского джаз-рока. В отличие от первой группы, история второй покрыта туманной дымкой; ее уже и не разглядеть за толщей времени. Известно лишь, что ансамбль организовал ныне покойный барабанщик Дмитрий Манукян, ранее игравший в «Гунеше», а в составе видное место занимал и другой «гунешевец» — Сабир Ризаев. Этот музыкант еще проявит себя во многих группах, в том числе и в известном «Ашхабаде», чья пластинка «Город любви» выйдет под известной маркой Питера Габриэля Real World в 1993 году. Кстати, Фирюзой зовется красивейшее место под Ашхабадом, где туристы и дачники любуются горами, речкой и дышат чистым воздухом. Неудивительно, что название рождает поэтические чувства и будоражит музыкальное воображение.

К настоящему времени «Фирюза» стал одним из самых редких альбомов, выпущенных в СССР. Цена на аукционах редко опускается ниже пятисот евро. С обложки на нас смотрят семеро джигитов в национальной одежде, но с современными инструментами. Так и есть: уникальный пример соединения туркменской музыки с прогрессив- и джаз-роком. Собственно говоря, традиционного джаза на альбоме не так уж много, скорей фанка. Главными солирующими инструментами являются скрипка в исполнении Ханы Тен и саксофона Сабира Ризаева, но у «Фирюзы» совсем иной подход к адаптации народной музыки. Их многопластовая музыка сложна и исполняется в плавном, если не сказать лениво-растянутом ритме, — будто медленное течение реки, всплески которой порой украшают собой вступления. В музыке ансамбля народные мелодии ярко проявляются лишь в прелюдиях и интерлюдиях, часто гитарных (в группе два гитариста: Евгений Ночевный и Михаил Мамедов). Во вступительной композиции «Ашхабад» выделяется печальная романтическая мелодия известного туркменского композитора Нуры Халманедова. В партиях скрипки слышится много общего с русскими и цыганскими романсами; альт-саксофон удачно развивает тему. К концу исполнения темп заметно оживляется и приводит к интересной джаз-роковой комбинации виртуозных соло на гитаре и саксофона. Но центральной композицией на альбоме для меня является «Край родной», ведь это, на мой взгляд, этакий туркменский симфонический рок! В совершенно оригинальной десятиминутной композиции рисуется новый взгляд на народную музыку, которая, оказывается, при поддержке перкуссии и доли фантазии солистов может звучать как крутой прогрессив-рок! Особенно хороша концовка, когда в плавном ритме маятника скрипка то опадает, то рвется ввысь. И никаких спонтанных импровизаций.

«Чапыксуар» — это еще одна обработка, на сей раз другого известного композитора Чары Нурымова. По характеру она ближе к «Ашхабаду», но более живая: к концу пьесы участники разыгрываются на «всю катушку»: агрессивные удары по клавишам Дмитрия Саблина и свингующий саксофон уже смахивают на какой-то авангард. Особой мягкостью и глубиной выделяется вступление в композии «Диалог в ауле», опять же, в форме берущих за душу скрипичных прелюдий, хотя это настроение обманчиво. Справедливо для всего альбом в целом, что общий хор звуков выстраивается в некую психоделическую этновязь, из которой лишь выделяется превосходное соло на флейте и импровизации гитары. В общем, получился уникальный шедевр авангардного этнопрогрессива.

Если вас заинтересовала туркменская народная музыка, то продолжить свое знакомство с ней можно на прекрасном альбоме «Город любви» фольклорного коллектива «Ашхабад». Впрочем, по характеру этот альбом ближе к традиционной народной музыке.

В июле 2014 года известный интернет-ресурс «Дискогс.ком» опубликовал список самых дорогих пластинок, продаваемых там. Так вот альбом «Фирюза», добавленный туда, кстати, автором этого материала, занял шестое место, продавшись по цене в 932 доллара или 680 евро.

Автор: Андрей Гаевский

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Блог разблокировали, поэтому возвращаюсь на старый привычный адрес: https://smssend-rock.blogspot.com/ А вообще, странная какая-то история ...