среда, 14 августа 2019 г.

Антология советского джаза. Выпуск 10. Мы из Ленинграда



Если в Москве начало профессиональному джазу положил коллектив Александра Цфасмана, впервые выступивший на эстраде в марте 1927 года, то в Ленинграде пионером явился «Первый концертный джаз-банд» под управлением Леопольда Теплицкого, показавший свою программу осенью того же года.

Ленинград без натяжки можно назвать колыбелью советского джаза. Здесь родились ансамбли, вписавшие яркие и интересные страницы в его историю: Tea-джаз Леонида Утесова (1929 г.), Ленинградская джаз-капелла, которой руководили Георгий Ландсберг и Борис Крупышев (1929 г.), коллектив Якова Скоморовского (1931 г.). Молодежный джаз-оркестр, организованный Генрихом Терпиловским (1936 г.), созданный в 1936 году Николаем Игнатьевым, джаз-ансамбль «Веселые ребята», который несколько месяцев спустя возглавил Эмиль Кемпер, и т. д.

В Ленинграде начинали свою деятельность замечательные джазовые аранжировщики, искусство которых определяло' звучание многих ведущих оркестров, — Леонид Дидерихс, Николай Минх, Илья Жак, Алексей Семенов, Юрий Лаврентьев, Аркадий Островский и другие.

К ленинградским джазовым коллективам можно целиком отнести характеристику, содержащуюся в книге А. Баташева «Советский джаз»: «К середине 30-х годов заметно выросло мастерство советских джаз-оркестров, звучание которых обогатилось новыми красками. Изменилась и манера исполнения. Прежде всего это сказалось на ритмическом сопровождении. Шестиструнная гитара и контрабас (с применением пиццикато) вытеснили более архаичные банджо и тубу (или сузафон). Хотя в аранжировках больше места стали уделять солисту, все же звучание тутти продолжало оставаться главенствующим».

В программу очередной серии «Антологии советского джаза» включены записи, сделанные в 30-х — начале 40-х годов главным образом фабриками граммофонных пластинок Ленкино (с 1937 года — Экспериментальная фабрика грампластинок), Ленмузтреста и распространявшиеся преимущественно в пределах Ленинграда. Большинство из них — уникально: печатались они малыми тиражами, да и время, прошедшее со дня их выпуска, сыграло свою роль. Ныне благодаря длительным архивным розыскам ленинградского коллекционера Бориса Метлицкого записи эти получают свое второе рождение.

***

Еще будучи художественным руководителем джаз-капеллы, Борис Крупышев выступал в ее программах не только как солист на гавайской гитаре, но и как создатель «оригинального, в национальных гавайских костюмах гавайского ансамбля в составе трио гавайских гитар, укулэлэ, двух банджо, большой гитары, двух скрипок, саксофона и рояля». В 30-х годах гавайский джаз-ансамбль под управлением Б. Крупышева (в афишах чаще писали «Гавай-ансамбль Б. И. Бокру-Крупышева») стал самостоятельно концертирующим коллективом и исполнял в переложении своего руководителя популярные фокстроты, танго, мелодии, выступая и с певцами-солистами. Одна из ранних записей ансамбля — «Гавайский блюз» сделана в Москве 17 ноября 1929 года. Поет артист ансамбля Орест Кандат.

Ленинградская джаз-капелла впервые записалась на пластинки во время своей поездки в Москву в апреле 1929 года, когда в студии Музтреста ею были исполнены «Гавайский вальс-бостон» и фокстрот «Я хотел бы знать». Решающее влияние на этот коллектив оказал один из его руководителей — Г. Ландсберг. По воспоминаниям музыкантов, «Георгий Владимирович обладал обширной эрудицией, он умел прекрасно работать с оркестром. Одновременно он бы и педагогом, воспитывал музыкальность, чувство ансамбля, прививал хороший вкус и понимание джаза».

После того как в середине 1935 года концертная деятельность джаз-капеллы прекратилась, Ландсберг собрал новый коллектив, с которым выступал в фойе кинотеатра «Колизей», а с середины 1936 года — кинотеатра «Великан». Джазисты числились в штатах Ленкино и сделали для фабрики грампластинок Лен-кино ряд оригинальных записей. «Полюшко-поле» («Степную кавалерийскую»), Песню Ирины из фильма «Три товарища» и танго «Петер», написанное Г. Ландсбергом на темы музыки Н. Бродского к одноименной кинокомедии, джаз-оркестр под управлением Георгия Ландсберга исполнил в одном из концертных залов, откуда «натурную запись» произвела бригада так называемой «заикинской студии». Это были крупные изобретатели в области звукотехники: инженер, впоследствии директор Экспериментальной фабрики грампластинок Владимир Заикин, инженер и звукооператор Валентин Товстолес и технолог Лидия Абрамович. Поют: Иван Пермикин, долгие годы выступавший на ленинградской эстраде, и Зинаида Рикоми, участвовавшая в программе «Первого концертного джаз-банда» Л. Теплицкого, спектаклях Ленинградского мюзик-холла, Ленинградского театра миниатюр под руководством А. Райкина.

Аранжированные Г. Ландсбергом инструментальные пьесы «Джонни» и «Отражение в воде» записаны в начале 1937 года, за несколько месяцев до трагической гибели музыканта. Оба эти произведения были сыграны ландсберговским джазом в студии фабрики грампластинок Музтреста Ленинградского обпастного управления местной промышленности и на этом же предприятии матрицированы.

Танго «Над заливом» (первоначальное название — «Не забудь меня») исполнил джаз-оркестр под управлением Михаила Ветрова, выступавшего ранее в качестве трубача-солиста джаза Леонида Утесова, а в послевоенные годы ставшего проректором Ленинградской консерватории.

Организованный при ленинградском обкоме комсомола Молодежный джаз-оркестр под руководством Генриха Терпиловского избрал своей постоянной площадкой для выступлений эстраду находившегося вблизи Невского проспекта кинотеатра «Крам» (Кино рабочей молодежи). Эта аббревиатура послужила и для названия самого оркестра, который вскоре возглавил Леонид Дидерихс, пришедший в «Крам» из джаза Утесова. В исполнении джаз-оркестра «Крам» под управлением Л. Дидерихса в программе представлены две записи, сделанные в 1938 и 1939 годах,— обработанный руководителем оркестра хор «От края и до края» из оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и танцевальная пьеса в обработке А. Варламова «Море». Солист Петр Богушевский.

В созданный контрабасистом и аранжировщиком Николаем Игнатьевым джаз-ансамбль, выступавший чаще всего в концертном фойе кинотеатра «Художественный», Эмиль Кемпер пришел в 1937 году. Он возглавил коллектив, в котором подобрались талантливые музыканты: здесь начинал как пианист, аккордеонист и аранжировщик Аркадий Островский, впоследствии популярный композитор-песенник, работали саксофонист Ю. Гукович, трубач И. Атлас, на электрогитаре играл Б. Градский. В конце 1940 года место музыкального руководителя занял А. Владимирцов, получивший известность как композитор и дирижер.

С этим джаз-ансамблем пела певица Елена Легар, записывался на грампластинки Вадим Козин. Из немногих дошедших до нас записей в программу включены песня А. Владимирцова «Минуты» (поет Эмиль Кемпер) и «Вальс-бостон» в обработке А.Островского. Последняя была сделана на так называемом «вещательном диске», предназначенном только для передачи по радио и в продажу не поступавшем.

Один из популярных ленинградских джаз-оркестров под управлением Якова Скоморовского представлен своей самой первой записью, сделанной в Москве осенью 1932 года,— «Фокстротом-фантазией». Для этой танцевальной пьесы, сыгранной в диксилендовском стиле, руководитель оркестра использовал несколько известных зарубежных мелодий, а также темы песен городских окраин. Первоначальное ее название — «Владивосток».

К ранним записям относится и «Негритянская колыбельная». Ее в сопровождении оркестра спел Иван Миловидов 13 декабря 1932 года.

Песня «Руки» композитора Ильи Жака, ставшего в конце 30-х годов музыкальным руководителем коллектива, записана в Ленинграде в 1938 году. Поёт Клавдия Шульженко, выступавшая с джазом Я. Скоморовского с 1937 по 1940 год.

Глеб Скороходов

Для составления программы были использованы пластинки, хранящиеся у коллекционера Б. Метлицкого из Ленинграда и Л. Воропаевой из Москвы, которым Студия выражает благодарность.

***

Предыдущие выпуски «Антологии советского джаза»:

М60 45827 006 «Первые шаги». Записи 20—30-х годов.
М60 46115 001 «Голубая ночь». Джаз-оркестр п/у Я. Скоморовского. Записи 30-х годов.
М60 46471 007 «Парад». Записи 30-х годов.
М60 46561 006 «Игра на пальцах». Джаз-оркестр п/у А. Цфасмана. Записи 30-х годов.
М60 46635 001 «Люби меня». Джаз-оркестр п/у Л. Утесова. Записи 30-х годов.
М60 46695 005 «Пой мне!». Вокальные джаз-ансамбли. Записи 30—40-х годов.
М60 47409 005 «Мне грустно без тебя». Солисты-инструменталисты. Записи 30—40-х годов.
М60 47467 009 «Укротитель змей». Гос. джаз СССР, дирижер В. Кнушевицкий. Записи 30—40-х годов.
М60 47641 003 «Встреча». Певцы-солисты. Записи 30—40-х годов.

***

Содержание:

Сторона 1

01. Орест Кандат - Гавайский блюз (обр.Б.Крупышеза) (МТ 507 - 1929 г.)
02. Иван Пермикин - Полюшко-поле (Л.Книппер – В,Гусев) (Ленкино 020 - 1935 г.)
03. Зинаида Рикоми - Песня Ирины из к/ф «Три товарища» (И.Дунаевский - М.Светлов) (Ленкино 131 - 1935 г.)
04. Джаз-оркестр п/у Г.Ландсберга - Петер (Н.Бродский) (Ленкино 141 - 1935 г.)
05. Джаз-оркестр п/у Г.Ландсберга - Джонни (С.Фаин) (Л 678 - 1937 г.)
06. Джаз-оркестр п/у Г.Ландсберга - Отражение в воде (Г.Холл) (Л 681 - 1937 г.)
07. Джаз-оркестр п/у М.Ветрова - Над заливом (Л.Триллинг) (Л 2561 - 1940 г.)

Сторона 2

08. Пётр Богушевский - От края и до края (И.Дзержинский – Л.Дзержинский) (Л 973 - 1938 г.)
09. Пётр Богушевский - Море (В.Энгель-Бергер – Н.Коваль) (ЛЭФ 2248 - 1939 г.)
10. Эмиль Кемпер - Минуты (А.Владимирцов – Л.Кронфельд) (ЛЭФ 3289 - 1940 г.)
11. Джаз-оркестр п/у Э.Кемпера - Вальс-бостон (обр.А.Островского) (В 10 - 1940 г.)
12. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Фокстрот-фантазия (обр.Я.Скоморовского) (МТ 2280 - 1932 г.)
13. Иван Миловидов - Негритянская колыбельная (обр. Н.Игнатьева - автор слов неизв.) (МТ 2555 - 1932 г.)
14. Клавдия Шульженко - Руки (И.Жак – В.Лебедев-Кумач) (Л 2152 - 1939 г.)

Продолжительность: 00:44:25

Гавайский джаз-ансамбль п/у Бориса Крупышева (1)
Джаз-оркестр п/у Георгия Ландсберга (2-6)
Джаз-оркестр п/у Михаила Ветрова (7)
Джаз-оркестр п/у Леонида Дидерихса (8,9)
Джаз-оркестр п/у Эмиля Кемпера (10,11)
Джаз-оркестр п/у Якова Скоморовского (12-14)

Солисты: Орест Кандат (1), Иван Пермикин (2), Зинаида Рикоми (3), Пётр Богушевский (8,9), Эмиль Кемпер (10), Иван Миловидов (13), Клавдия Шульженко (14)

Записи: Москва Т (1,12,13), Ленкино (2-4), Ленмузтр. (5-8,14), ЛЭФ (9,10), Ленрадио (11);
1929 (1), 1932 (12,13), 1935 (2-4), 1937 (5,6), 1938 (8), 1939 (9,14), 1940 (7,10,11) гг.

Оцифровал gar_kir

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1987
Издатель: Мелодия
№№ по каталогу: М60-47661 006
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 101 Мб
Антология Советского Джаза 10. Мы из Ленинграда (1987).rar
+lossless

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Блог разблокировали, поэтому возвращаюсь на старый привычный адрес: https://smssend-rock.blogspot.com/ А вообще, странная какая-то история ...