среда, 21 августа 2019 г.

Антология советского джаза. Выпуск 2. Голубая ночь. Джаз-оркестр п/у Якова Скоморовского



Джаз-оркестр Якова Скоморовского — один из старейших в стране: его истоки восходят к Tea-джазу Леонида Утесова.

Композитор и пианист Александр Скоморовский вспоминает, как однажды летом 1928 года он с братом Яковом, трубачом-солистом оркестра Ленинградского Малого оперного театра, повстречали на Невском Утесова. «Золотую трубу» Якова Скоморовского Утесов не раз слышал в оперных спектаклях, и она неизменно вызывала его восторг.

— Я организую джаз, — сказал в тот летний вечер Леонид Осипович. — Не хотите ли помочь мне?

После раздумий («Допустимы ли для серьезного музыканта занятия легким жанром?!») солист симфонического оркестра согласился не только занять вакансию первой трубы Tea-джаза, но и разделить с его организатором трудности по формированию нового ансамбля. «Это была большая удача, — рассказал впоследствии Утесов, — потому что у него среди музыкантов были безграничные знакомства, и он помогал мне отыскивать нужных людей».

Вскоре, летом того же года, в большой квартире Скоморовского на Конногвардейском бульваре начались репетиции нового коллектива. Одиннадцать музыкантов, работающих в театрах, кинотеатрах и ресторанах, готовили программу, премьера которой состоялась 8 марта 1929 года. На афишах Tea-джаза значилось: «Художественное руководство Л. Утесов и Як. Скоморовский».

Правда, содружество это продолжалось сравнительно недолго. В начале 1931 года первый трубач джаза возвращается в оперный оркестр. Высоко оценив возможности нового джазового звучания, Скоморовский не принял некоторые творческие принципы утесовского ансамбля — его эксцентричность, стремление к театрализации, при которой каждый оркестрант должен был быть не только музыкантом, но и актером, и певцом, а иногда и танцором.

Однако, вкусив «яда джаза», Скоморовский уже не мог отказаться от него. Некоторое время он совмещает работу в Малом оперном с выступлениями с оркестром Ленинградского мюзик-холла, которым руководил И. Дунаевский, а затем создает собственный ансамбль, пригласив туда и тех музыкантов, что покинули Tea-джаз вместе с ним.

Дебют нового коллектива состоялся в ресторане гостиницы «Европейская» в конце 1931 года. В это время в оркестре играли: Яков Скоморовский — первая труба, Петр Скрипаченко — вторая труба, Иосиф Гершкович — тромбон, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов — альт-саксофоны, Федор Осипов — тенор-саксофон, Иосиф Уткин — туба, Абрам Скоморовский — первая скрипка, Афанасий Мунтян — скрипка (А. Мунтян впоследствии стал одним из лучших джазовых кларнетистов), Александр Скоморовский — скрипка, рояль, Джон Данкер — банджо, Леонид Шатохин — ударные.

Программы джаз-оркестра носили ярко выраженный танцевальный характер. Поначалу ансамбль исполняет произведения, родившиеся еще в Tea-джазе: блюз «Моятана» А. Скоморовского, танго «Ревность» Я. Гаде, фокстрот «Золотой петушок» в обработке Н. Игнатьева, «Русскую рапсодию» И. Дунаевского и другие. Постепенно репертуар нового коллектива расширяется — в него входят популярные произведения зарубежных композиторов в самобытных обработках Я. Скоморовского, Н. Игнатьева, А. Скоморовского. В оркестр приходит певец Иван Миловидов, поначалу совмещавший работу в том же Малом оперном театре с выступлениями на эстраде.

В 1932 году оркестр, получивший название Концертный джаз-ансамбль, едет в Москву. Здесь он впервые записывается на пластинки. Годы 1932—1933 оказались самыми урожайными на записи в жизни этого коллектива: танцевальные пьесы в его исполнении появились более чем на тридцати дисках.

Вскоре Концертный джаз-ансамбль приглашают в штат Ленинградского радио, а во второй половине 30-х годов он переходит в ведение Ленэстрады.

В оркестр приходят новые музыканты: Иван Морозов — гитара, Иосиф Уткин — туба, Александр Леонтьев — тромбон, Илья Жак — рояль, Джек Смилга — ударные и другие.

Решающее влияние на формирование репертуара коллектива, получившего с середины 30-х годов название Джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, оказало в этот период творческое содружество с Дунаевским.

Долгоиграющий диск «Голубая ночь» позволяет вновь услышать лучшие танцевальные композиции и песни, исполненные джаз-оркестром Скоморовского главным образом в начале тридцатых годов. Переписанные с обычных пластинок и реставрированные, эти записи демонстрируют высокое мастерство оркестра, его солистов, и прежде всего его руководителя — трубача Якова Скоморовского.

Пьеса Александра Скоморовского «Моятана», одна из первых, сыгранных оркестром для пластинок, написана в 1928 году. Входила в первую программу Tea-джаза. На нотах, изданных годом позже, стоит посвящение: «Леониду Осиповичу Утесову». Название произведения расшифровал автор: «Моятана» — так мой трехлетний сын Миша называл свою мать Татьяну Михайловну». В 1933 —1934 годах это произведение выпускалось на пластинках под названием «Блюз».

Слоу фокс «Тихо» принадлежит одному из родоначальников американской оперетты-мюзикла Зигмунду Ромбергу. Как и большинство произведений, записанных коллективом Я. Скоморовского в 1932 году, инструментован Николаем Игнатьевым, который хотя и не входил в состав джаз-оркестра, помогал ему аранжировками. Слоу фокс выходил на пластинках под названием «Осень».

Фокстрот «Золотой петушок», парафраза на темы одноименной оперы, был своеобразной «визитной карточкой» золотой трубы Я. Скоморовского — солиста Tea-джаза. В течение нескольких лет эта пьеса украшала программы и организованного трубачом собственного оркестра. В качестве вступления к ней использован «сигнал» из оперы Римского-Корсакова, исполнением которого Я. Скоморовский прославился еще в свою бытность в Малом оперном театре.

Танго Оскара Строка «Черные глаза» джаз Скоморовского исполнил в нашей стране одним из первых. Оригинальная обработка Н. Игнатьева, включающая цитаты из романса «Очи черные», содержит развернутые соло трубы (Я. Скоморовский) и гавайской гитары (Д. Данкер).

Вместе с Джоном Данкером руководитель джаза записал и пьесу «Голубая ночь» — в 1932 году под № 2300 и годом позже под № 2550.

Произведение Оскара Строка — фокстрот «Песенка коммивояжера» — исполнялось первоначально Леонидом Утесовым в программе «Джаз на повороте». Обработка И. Дунаевского. Ансамбль Скоморовского записал этот фокстрот на пластинки дважды — № 2286 и 2554.

Фокстрот «Ничего, кроме любви» Джимми Макхью в инструментовке Н. Игнатьева был также записан дважды (№ 2469 и 2557), но под разными наименованиями: в первом случае — «Дни веселые», во втором — «Фрайкины дети». Факт этот, быть может, наиболее яркая иллюстрация произвольного выбора названий, имевшего место в начале 1930-х годов.

«Вальс» Чарли Чаплина из кинофильма «Огни большого города», демонстрировавшегося на наших экранах в 1930-е годы, записан выездной бригадой Грампласттреста в Ленинграде 27 июня 1937 года. Это произведение явилось одним из первых, попавших на диск после четырехлетнего перерыва в работе оркестра для пластинок.

Обработка «Вальса», как и слоу фокса «Только для вас», который в переложении А. Варламова известен под названием «Счастьем жизнь полна», и фокстрота «Фатум», включенных в программу «Голубая ночь», сделана композитором и пианистом Ильей Жаком, определявшим со второй половины 1930-х годов звучание оркестра. Перу И. Жака принадлежали не только песни (наиболее известные из них — «Руки» и «Андрюша», спетые Клавдией Шульженко), но и инструментальные произведения, носившие концертный характер.

К числу последних относятся «Сентиментальный вальс», записанный 5 апреля 1938 года, и «Джаз-фантазия», сыгранная оркестром в студии Ленинградского радиокомитета в 1940 году специально для так называемых вещательных дисков, предназначенных для использования в радиопередачах.

ГЛЕБ СКОРОХОДОВ

Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность учреждениям и лицам, оказавшим содействие при составлении данной программы: Государственному архиву звукозаписей, Ленинградскому музею театрального и музыкального искусства, коллекционерам М. Мангушеву из Ростова-на-Дону, Б. Метлицкому из Ленинграда, Е. Паскудскому из Уфы, Ю. Верменичу из Воронежа.

***

Содержание:

Сторона 1

01. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Моятана (Ал.Скоморовский) (МТ 02282 - 1932 г.)
02. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Тихо (З.Ромберг) (МТ 2447 - 1932 г.)
03. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Золотой петушок (обр. Н.Игнатьева) (МТ 2467 - 1932 г.)
04. Иван Миловидов, Джон Данкер (гавайская гитара) - Чёрные глаза (О.Строк – О.Строк) (МТ 02546 - 1933 г.)
05. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - От Шопена до... (Обр. Ал.Скоморовского) (МТ 2547 - 1933 г.)
06. Джон Данкер (гавайская гитара) - Голубая ночь (Обр. Я.Скоморовского) (МТ 2550 - 1933 г.)
07. Иван Миловидов - Песенка коммивояжёра (О.Строк – О.Строк) (МТ 2554 - 1933 г.)

Сторона 2

08. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Ничего, кроме любви (Д.Макхью) (МТ 2557 - 1933 г.)
09. Иван Миловидов - Гавай (обр. Н.Игнатьева) (МТ 02558 - 1933 г.)
10. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Вальс (Ч.Чаплин) (5707 - 1937 г.)
11. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Только для вас (Обр. И.Жака) (5717 - 1937 г.)
12. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Фатум (Обр. И.Жака) (5764 - 1937 г.)
13. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Сентиментальный вальс (И.Жак) (6864 - 1938 г.)
14. Джаз-оркестр п/у Я.Скоморовского - Джаз-фантазия (И.Жак) (ЛРК В14 - 1940 г.)

Продолжительность: 00:42:58

Индексы, стоящие перед номерами матриц, означают:
«МТ» — нумерация, начатая Музтрестом в конце 1928 г. с введением электрозаписи.
«Л» — запись, сделанная Фабрикой граммофонных пластинок Ленинградского областного отдела местной промышленности.
«ЛРК» — запись Ленинградского радиокомитета.
Без индекса даются номера матриц, которые выпускались Грампласттрестом начиная с декабря 1933 года.

Джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского

Яков Скоморовский – труба
Джон Данкер – гавайская гитара (4,6)
Иван Миловидов – пение (4,7,9)

Записи Музтреста, Фабрики грам.пластинок Лен. обл.отдела местной пром., Лен. радиокомитета, Грампласттрестом 1932 (1-3), 1933 (4-9), 1937 (10-12), 1938 (13), 1940 (14) гг.

Оцифровал gar_kir

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1985
Издатель: Мелодия
№№ по каталогу: М60 46115 001
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 96 Мб
Антология Советского Джаза 2. Голубая ночь (1985).rar
+lossless

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Блог разблокировали, поэтому возвращаюсь на старый привычный адрес: https://smssend-rock.blogspot.com/ А вообще, странная какая-то история ...