воскресенье, 23 июня 2019 г.

Петля Нестерова - Кто здесь...



«Семён, - у нас новая группа, она называется ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, и ты будешь в ней барабанщиком!»

С этим предложением Эдуард (Эд) Нестеренко (гитара) и Игорь (Гога) Копылов (бас-гитара) в сентябре 1987 года пришли в гости к Александру (Семёну) Сенину. Все трое были старинными приятелями и коллегами, и провели несколько предыдущих лет в составе весьма популярной группы Ленинградского Рок-Клуба - КОФЕ. Группа записала два магнитоальбома в неоромантическом стиле в домашней студии Алексея Вишни, благодаря чему даже получила предложение от Ленконцерта (вслед за группой СЕКРЕТ) выйти из андеграунда на профессиональную сцену. Но жизнь распорядилась иначе: участники КОФЕ, закончив процесс получения высшего образования, разошлись. Молодые и свободные, жаждущие независимости более, чем популярности, - они посчитали, что официальная советская эстрада - это не их дорога.

Музыкальные вкусы трёх бывших участников КОФЕ после распада группы изменились тоже: электро-поп стал более неактуален. Было принято совместное решение оставить в прошлом стезю Новых Романтиков и углубиться в пост-панк и гитарный саунд по примеру U2, THE CURE и ECHO & THE BUNNYMEN. Еще в составе КОФЕ Эд Нестеренко, по его признаниям журналистам, испытывал давление со стороны коллег, которые не давали ему возможности творчески развернуться, в результате чего его гитарные партии задвигались на задний план. Теперь же всё стало иначе, и опыт британских коллег показал, что простой звук (чистый гитарный саунд с минимумом обработок, плюс выдвинутый вперед открытый бас, наложенные на простой механистический бит) теперь был в тренде. Эта музыка в одночасье стала интересной и востребованной, и, главное, совпадала с внутренними импульсами и устремлениями всех троих участников коллектива. Решение было принято, путь был выбран, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА была создана. Начались репетиции.

По удачному стечению обстоятельств, место для электрического музицирования у вновь созданной группы было: ЭДУ удалось получить (в совместное пользование с группой КАМИКАДЗЕ) репетиционную точку в стенах знаменитого Бонча на Мойке (ЛЭИС им. проф. М.А. Бонч-Бруевича). Маленькая комнатка принадлежала студенческому театру, и, помимо пары усилителей с колонками, там имелась даже барабанная установка производства завода города Энгельса. ПЕТЛЯ приступила к тренировкам и, уже на григорианское Рождество 25 декабря 1987 года сыграла свой первый концерт в стенах кафе всё того же ВУЗа для друзей числом в 30 человек.

Процесс написания песен в группе носил коллективный характер. За тексты в большей мере отвечал Сенин, что повелось еще со времён КОФЕ. Принесённый им набросок текста дорабатывался совместными с Нестеренко усилиями. Причем, процедура была достаточно демократичной: в ходе обсуждения слова и строчки менялись и переписывались, но никто из участников действия особенно против такого рода вмешательств не протестовал. Родившийся таким образом текст Эд накладывал на несложное гитарное сопровождение, затем Гога замысловатым басом продукт разнообразил, и песня начинала обретать законченный полноценный вид. Полученный совместными усилиями всех участников группы результат дорабатывался репетиционно. Причём, по воспоминаниям Сенина, песня могла появиться даже из одной строчки, привнесенной на общее обсуждение. И наоборот,- в процессе работы рихтовка материала могла кардинально изменить форму или заложенный изначально в будущую песню посыл. Таким примерно образом, менее чем за три месяца, была придумана и сделана цельная музыкальная программа продолжительностью около 40 минут, которая и была положена в основу первого, (и единственного, записанного так называемым «золотым составом» группы) альбома ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА «Кто Здесь...».


Изначально предполагалось, что альбом будет традиционно записан на студии Алексея Вишни, тем более, что других вариантов бесплатной записи в Ленинграде тогда попросту группе было не найти. Но, поскольку, по объективным причинам, Алексей тогда был занят и в других своих проектах, работа над альбомом ПЕТЛИ была отложена практически на целый год. Первый сингл с двумя песнями («Ветер» и «Кто Здесь») был записан группой летом 88-го года дома у барабанщика КИНО Георгия (Густава) Гурьянова на студии Джоанны Стингрей. Запись, сделанная за пару часов, музыкантам понравилась и даже распространялась в качестве демо, но, к сожалению, до наших дней она не дошла и была безвозвратно утрачена. Тем временем, благодаря и этому демо-синглу в том числе, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА начала активную гастрольную деятельность, и состыковать планы группы с планами Алексея Вишни становилось всё труднее. Итогом долгих переговоров стало соглашение сторон на запись в январе-феврале 89-го. К принятию решения Алексея подтолкнул тот факт, что программа была сыграна группой на множестве концертов, и много времени процесс записи не займёт. Так в результате и получилось - вся процедура заняла не более трёх недель.

Вишня взял на прокат драм-машину Alesis. Это был на тот момент прекрасный инструмент нового поколения, позволявший работать с каждым звуком отдельно. Копылов и Сенин оперативно забили в драм-машину все партии барабанов, а Нестеренко собрал по знакомым необходимые ему для записи гитарные примочки. Для расширения диапазона звучания коллектива к работе были привлечены приглашенные гитаристы Юрий Каспарян (КИНО) и Андрей Нуждин (ИГРЫ). Будучи на тот момент, по мнению участников ПЕТЛИ, одними из лучших гитаристов Ленинграда и друзьями группы, они добавили звуку ПН дополнительные оттенки. Когда запись была закончена, оказалось, что она не дотягивает и до 30 минут. Менять общий настрой альбома включением в него других песен участникам группы не хотелось, в результате чего появился Гогин сольный инструментальный номер «+».

Альбом моментально ушел в народ, волею судеб став финальной записью стороннего коллектива в той самой классической студии Вишни: сразу после записи ПЕТЛИ Алексей погрузился в работу над собственным материалом. По личному мнению Вишни, альбом «Кто Здесь...» стал лучшей записью, которую он спродюсировал от начала и до конца самостоятельно. Технически на тот момент это был максимум, который можно было выжать из имеющегося в его домашней студии оборудования. К тому же, в виду цейтнота, музыканты в процесс звукозаписи особенно и не вмешивались.

После выхода альбома ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА продолжила активно концертировать по стране от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, и от Западной Украины до Череповца. Популярность группы стремительно набирала обороты, пиком карьеры группы стали совместные с КИНО выступления в ленинградском СКК в течение трёх подряд вечеров. Дважды ПН отметилась концертами в Гамбурге, став одной из первых групп Ленинградского Рок-Клуба, приглашённых играть за рубежами СССР.

По инициативе президента Ленинградского Рок-Клуба Николая Михайлова ПЕТЛЯ принимает участие в датско-российском музыкальном предприятии LAIKA (части интернационального движения Next Stop Rock-n-Roll), и записывает для проекта трек «Замок» в стенах Аничкова Дворца. Песня выходит в составе сборника на двойной виниловой пластинке и двойной же кассете. Этот трек представлен в бонусном разделе нашего диска.

И, к сожалению, эта композиция является единственной сохранившейся студийной записью второй концертной программы группы, которая к тому моменту уже была готова и активно исполнялась ПЕТЛЕЙ на концертах. Именно с ней ПН выступила, в том числе, на VI фестивале Ленинградского Рок-Клуба летом 88-го и на фестивале Сырок-89 в Москве. Новые на тот момент песни ПЕТЛИ образца 88-89 были предельно мрачны и носили местами даже некий суицидальный оттенок. К сожалению, зафиксировать эти песни на плёнке (в устраивающем музыкантов виде) группе не представилось возможным. Впрочем, ПН предприняла несколько попыток сделать запись этой своей второй концертной программы в студии, подаренной Брайаном Ино Михаилу Малину и группе ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ и в студии группы ТЕЛЕВИЗОР на Фонтанке. Но, полученные результаты группа сочла неудачными, и записи были уничтожены. Студия Вишни на тот момент уже не работала, а на еще одну запись в коммерческих условиях у группы попросту не было средств.

На Данном компакт-диске мы постарались реконструировать эту запись посредством восстановления сохранившегося выступления группы на VI фестивале Ленинградского Рок-Клуба. В бонусную часть диска с этого фестиваля вошли шесть из планировавшихся для записи альбома «земля и небо» десяти песен, и расставлены они в том порядке, в каком, предположительно, должны были быть на так и не записанном альбоме.

Подготовка издания, которое вы держите в руках, заняла около полутора лет. К счастью, в архивах группы уцелела оригинальная мастер-лента, и, несмотря на возраст, пленка сохранилась превосходно. С поиском концертных записей дела обстояли уже не так гладко, как того бы хотелось. По мнению музыкантов ПЕТЛИ, лучшим по качеству звука исполнением группой песен так и не вышедшего альбома «Земля и Небо», стал концерт в Москве на фестивале Сырок-2 в декабре 1989-го. Но, после длительных поисков выяснилось, что записей с фестиваля практически не сохранилось, за исключением видео двух песен («Ночь» и «Каждый День»). Забавно, что осуществившая ту съёмку программа ЦТ ВЗГЛЯД, использовала затем фрагменты выступления ПН в своих видео анонсах.

В итоге мы использовали запись концерта группы на VI фестивале Ленинградского Рок-Клуба на Зимнем стадионе в 1988 году. Оригинал записи был любезно предоставлен архивариусом Ленинградского Рок-Клуба Сергеем Фирсовым.



Обложка альбома, который вы держите в руках, была создана на основе идеи оригинальной обложки магнитоальбома «Кто Здесь...», которую в 1989-м году придумал и нарисовал басист группы Игорь (Гога) Копылов (см. стр. 3). В этом году альбому группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА «Кто Здесь...» исполняется 30 лет, и мы очень надеемся, что он займет достойное место в вашей музыкальной коллекции.

Максим Кондрашов
(январь 2019 г.)

Содержание:

«Кто здесь?»
01. Право голоса
02. Кто здесь?
03. Попытка уснуть
04. К...
05. Ностальгия
06. Шанс
07. Ветер
08. Я не в силах
09. «+»
10. Выжить

Next Stop Rock 'N' Roll «Laika», 1990
11. Замок

VII фестиваль ЛРК, 10/06/1989
12. Каждый день
13. Грязь
14. Остров мёртвых
15. Ночь
16. Планета живых
17. Смерть

Продолжительность: 01:00:46

Эдуард Нестеренко - гитара, голос
Игорь Копылов - бас
Александр Сенин - барабаны

Юрий Каспарян, группа «Кино» - гитара (1, 2, 6)
Андрей Нуждин, группа «Игры» - гитара (3, 4, 5, 7)

Музыка, тексты - Петля Нестерова
Звукорежиссёр - Алексей Вишня

Запись сделана во 2-й студии Ленинградского Рок-Клуба, 1989 г.

Трек 11 - записано в ленинградском Дворце Пионеров в 1990 г.
Звукорежиссёры Каспар Ворбек и Питер Тиссен.

Треки 12-17 записано 10-го июня 1989 года на VII фестивале Ленинградского Рок-клуба.

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2019
Издатель: Maschina Records
№ по каталогу: MASHCD-020
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 170 Мб
Петля Нестерова - Кто здесь (2019).rar
+lossless

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Блог разблокировали, поэтому возвращаюсь на старый привычный адрес: https://smssend-rock.blogspot.com/ А вообще, странная какая-то история ...