Быть первопроходцем в любой области всегда тяжело. И особенно тяжело это в тех случаях, когда новаторство идет поперек и вопреки устоявшимся традициям и ценностям. На молодежной музыкальной сцене СССР середины 80-х годов безраздельно правил Рок. Причем выражалось это не только в стремлении молодежных и любительских групп исполнять рок-музыку, но и в том, что именитые и академические музыкальные коллективы и ВИА пытались пусть и неуклюже, но по-своему осваивать эту стезю. Набраться смелости, отложить в сторону гитары и на примере модных западных коллег поставить во главу своей творческой лаборатории синтезатор - на это еще нужно было решиться. В Ленинграде в 1984 году появились авангардные «Новые Композиторы», в Москве парой лет позже - «Биоконструктор» и «Ночной Проспект». Именно участники московского «Биоконструктора» Александр Яковлев и Леонид Величковский записали в 1987 году альбом, который вы сейчас держите в руках. Но - обо всем по порядку.
Из воспоминаний Александра Яковлева:
«Группа «Биоконструктор», записав в начале 1987 года свой дебютный и очень удачный альбом «Танцы по видео», наполненный межпланетных фантазий и звуков, столкнулась с проблемой совершенно земного характера: нужно было пополнять парк синтезаторов. Группе не хватало размаха, не хватало источников нового звука. Но синтезаторы стоили и тогда недешево. Репетиционной базой группы в тот момент был актовый зал организации под названием «Бюробинстрой». Это была серьёзная контора, которая обслуживала диппредставительства в стране и за рубежом. Кстати, в ней работал тогда Андрей Кохаев - барабанщик группы "Биоконструктор" (после 90-го года в составе группы "Технология"). Благодаря этому факту группа смогла там обосноваться. По договоренности с комсомольской организацией коллектив мог репетировать в актовом зале, пользоваться аппаратурой и хранить свои инструменты. За это мы должны были помогать комсомольцам проводить выездные дискотеки и другие культурно-массовые мероприятия. Комсорг «Бюробинстроя» - Ольга Жёлтикова (спасибо ей огромное за помощь, которую она оказала группе в те временам решила нам помочь, и мы смогли по безналичному расчету прикупить отечественные синтезаторы, а также другую необходимую аппаратуру. Это было просто отлично! У нас появились синтезаторы: "Поливокс", "Электроника ЭМ26" "Аэлита", "Лель 22", "Фаэми 1м", а также электронная ударная установка "Лель УДС". И сегодня некоторые советские синтезаторы тех времён считаются очень крутыми и ценятся на рынке по всему миру. Теперь дело было за нами. Но возникла проблема: как проводить весёлые концерты, если мы играли в тот момент достаточно специфическую электронную музыку? И она местами была совсем невесёлой. Было решено сделать небольшую программу из песен моего старого приятеля Яндрея Бондаренко, которые мы пели с ним ещё в гитарной группе «Ответный чай». Также у меня самого были в закромах несколько занятных песен. Так сложился основной костяк будущего альбома проекта «Поп-комбинат»».
Надо отметить, что в тот момент группа «Биоконструктор» была членом московской «Рок-Лаборатории». Участники группы оценивали свое творчество достаточно критично, и не без основания считали, что пишут серьезную музыку, песни группы затрагивают сложные этические и социальные проблемы. Но коллеги по «Рок-Лаборатории» не воспринимали группу всерьез и пророчили «Биоконструктору» успех исключительно на дискотеках. Зачастую не понимая сложности используемого коллективом на концертах оборудования рок-музыканты чинили электронщикам всякие препятствия, пытались выдергивать провода из музыкальных модулей, пытаясь уличить группу в игре под фонограмму, но ничего из этого не получалось. Группа доказывала свою состоятельность из концерта в концерт, честно завоёвывая аплодисменты у публики. Тем не менее, группе необходимо было создать более танцевальный материал, но при этом не потерять свое лицо. Надо отметить, что музыкантам это с блеском удалось. Несмотря на кажущуюся легковесность, задорный электро-поп оказался снабжен прекрасными текстами, исполненными урбанистической романтики и по-хорошему современным саундом, на уровне зарубежных коллег по цеху.
Из воспоминаний Александра Яковлева:
«Мы писали эти песни в весёлой, задорной обстановке. Часто это было на выездах комсомольского актива где мы проводили дискотеки. И если честно, мы сначала не думали о том, чтобы записать эти музыкальные эксперименты. Но однажды, вначале лета, когда мы с Леонидом Величковским гуляли по Москве и обсуждали наши планы, зашел разговор о песнях, которые мы сделали для выступлений в «Бюробинстрое». Нам стало жаль, что весь этот труд канет в Лету. Подумав, мы решили, что нам ничего не мешает выпустить эти треки под другим названием. Мы поняли, что это будет весело и Леонид пошёл звонить Андрею Лукинову - он был одним из московских «писателей» (так назывались в те времена продюсеры и распространители аудиозаписей). Андрей Лукинов помог нам записать и первый альбом «Биоконструктора», помог он реализовать и наш план с «Поп-комбинатом». Звукорежиссером был, как и в случае с «Танцами по видео», Игорь Васильев. Альбом был записан летом 1987 года в московской квартире в тихом зелёном районе недалеко от метро Речной вокзал. По независящим от нас причинам, всю аппаратуру пришлась привезти ко мне домой. И мы с Леонидом Величковским практически поселились у меня дома. Все песни были записаны практически «на ходу», по сиюминутному настроению. Хотя, конечно, основа аранжировок была придумана заранее. Некоторые песни, например, «Синие дали» - результат чистого экспромта, чистого вдохновения. Кстати, «Синие дали» мы начали писать вечером и закончили аранжировать глубокой ночью. Настроение там именно ночное, полное загадочности. Андрей Кохаев и Валерий Васько приезжали к нам время от времени вдохновлять нас на новые музыкальные подвиги. Конечно, и они внесли определенный вклад в запись альбома. А женский голос, который отвечает на звонок в песне «Телефонный робот» принадлежит моей боевой подруге на музыкальной сцене - Ольге Восконьян. Отдельное спасибо Андрею Бондаренко за его прекрасные песни. Я пою их до сих пор, правда в иной аранжировке. Также нам помогали друзья, предоставляя для записи инструменты. В записи альбомы мы использовали следующий парк инструментов: Casio Rz-1, Yamaha DX100, Поливокс, Электроника ЭМ-26, Лель 22, Лель УДС, Casio VL1, и Yamaha VSS30.»
Альбом был записан и под названием «Поп-Комбинат» - «Сентиментальный Альбом» передан распространителям. Как и дебютный альбом «Биоконструктора» запись распространялась подпольно на магнитофонных катушках и получила достаточно хорошие отзывы у слушателей. Надо отметить что на этой записи в полной мере раскрылись таланты Леонида Величковского, именно как поп-продюсера. Прекрасные мелодические вставки и клавишные проигрыши, которые были бы неуместны в композициях «Биоконструктора» нашли свое место в более легких песнях «Сентиментального альбома». В последствии эти таланты получат свое развитие в дальнейших проектах и записях, к которым Леонид имел отношениях конце 80-х - начале 90-х. Тем временем Александр Яковлев решил оставить работу НИИ и перейти на профессиональную сцену. Он стал выступать сольно в различных совместных концертах используя материал, записанный в составе "Поп-Комбината". Затем некоторые композиции из альбома перекочевали в ранние треклисты сольного проекта Александра Яковлева - группу БИО, основанную в 1990 году после распада «Биоконструктора». В первозданном виде альбом никогда не выпускался на физических носителях и впервые спустя 30 лет увидит свет на данном издании. На бонусной секции диска вам представится возможность услышать версии двух треков, которые увидели свет в 1989 году в исполнении «Биоконструктора».
Экстра - Бонус
Подготавливая к изданию этот альбом, мы хотели как можно больше рассказать вам об этом проекте. И с особым вниманием мы относились к музыкальным материалам. В архивах Александра Яковлева нашлись редкие записи с репетиций и концертных выступлений. Обращаем ваше внимание на то, что техническое качество этих записей, конечно, может не удовлетворить изысканного слушателя, но с исторической точки зрения нам кажется, что у вас должна, быть возможность ознакомиться с ними. Вы услышите репетиционные записи песен «Прощайте», «В ритме осенних суббот» и «Виндсерфинг». А также сохранившиеся только в виде видеозаписей концертные версии двух треков с отборочного концерта к фестивалю "Юрмала-1988", который проходил в телестудии Останкино. В композиции «Прощайте» мы слышим более раннюю версию текста песни, а в концертных выступлениях из Останкионо слышно как публика аплодисментами поддерживает выступление Александра. Несмотря на реставрацию, фонограммы из «Экстра-Бонуса» имеют некоторые технические огрехи и небольшие выпадения звука. Слушать их или нет - ваш выбор, но без этого кусочка мозаики история "Поп-комбината" была бы неполной.
Мы хотим выразить сердечную благодарность Александру Яковлеву, за возможность спустя 30 лет представить эту работу широкой публике на официальном носителе, дизайнеру Олегу Хорькову за разработку и воплощение оригинального графического оформления альбома, и всем тем, кто принимал участие в записи этого проекта в далеком 1987 году. Альбом издается с использованием оригинальных фонограмм из коллекции Александра Яковлева и собственной фонотеки издательства Mashina Records.
Содержание:
01. В ритме осенних суббот (А.Яковлев, А.Бондаренко) (3:09)
02. Трамвай (А.Яковлев, А.Хохлов) (4:30)
03. Дельтаплан (А.Яковлев, А.Бондаренко) (4:01)
04. Мне не спится (А.Яковлев, А.Бондаренко) (4:34)
05. Хмурое утро (А.Яковлев, А.Бондаренко) (3:52)
06. Мне холодно здесь (А.Яковлев) (3:19)
07. Виндсерфинг (А.Яковлев, А.Бондаренко) (5:05)
08. Телефонный робот (Алло) (А.Яковлев, А.Бондаренко) (3:27)
09. Э.В.М. (В моей голове) (А.Яковлев, А.Бондаренко) (3:37)
10. Синие дали (Только тебе) (А.Яковлев) (3:15)
11. Прощайте (Вы надоели мне) (А.Яковлев, А.Бондаренко) (5:15)
Бонус-Треки:
12. Трамвай (Биоконструктор версия 1989) (4:08)
13. Телефонный робот (Алло) (Биоконструктор версия 1989) (3:17)
Экстра-Бонус (концертные и репетиционные записи):
14. Прощайте (Вы надоели мне) (фрагмент репетиции) (5:00)
15. Э.В.М. (В моей голове) (видеоверсия Останкино 1988) (3:06)
16. Прощайте (Вы надоели мне) (видеоверсия Останкино 1988) (4:30)
17. Виндсерфинг (фрагмент репетиции) (2:03)
18. Утром свои законы (Каждое утро) (фрагмент репетиции) (3:10)
Продолжительность: 01:09:27
Александр Яковлев - вокал, клавишные
Леонид Величковский - клавишные, программирование
Андрей Кохаев - перкуссия (Лель УДС)
Валерий Васько клавишные (Yamaha DX 100)
Ольга Васконьян - бэк-вокал
Игорь Васильев - звукорежиссёр
Реставрация и ремастеринг с оригинальных магнитных лент - Максим Кондрашов
Носитель: Audio CD
Год выхода: 2017
Издатель: Maschina Records
№ по каталогу: MASHCD-012
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 169 Мб
Поп-комбинат - Сентиментальный альбом (2017).rar
+lossless
Комментариев нет:
Отправить комментарий