Одноимённый альбом казахского вокально-инструментального ансамбля «Дос-Мукасан» - желанная позиция в коллекции каждого коллекционера и диггера, интересующегося редкими советскими записями и любящего что-то по-настоящему экзотическое, приправленное звуком перегруженных гитар, где на стыке степного фольклора и психоделических мотивов рождается нечто новое, манящее и так сладко дурманящее. Любопытно, но остаётся фактом, что подобные эмоции и образы рисует сознание любого иностранного слушателя, не владеющего казахским языком. А композиции коллектива «Дос-Мукасан», по большей части, являются красивыми балладами о любви.
И если бы не содействие Данияра Кусаинова (сын основателя и руководителя ансамбля Мурата Кусаинова, а также действующий участник ансамбля) и поддержка идеи подготовки первого официального переиздания альбома спустя 42 года, вряд ли бы названия композиций обрели свои истинные имена на трёх языках (казахском, русском и английском), а мы-узнали бы их значение.
Сергей Климов, 2018
***
С вокально-инструментальным ансамблем «Дос-Мукасан» напрямую связан новый этап в развитии музыкального искусства Казахстана. Они были первыми музыкантами-казахами, ступившими на американскую землю, и единственным казахским коллективом, попавшим на страницы Всесоюзного ежемесячного общественно-политического, литературно-музыкального, иллюстрированного звукового журнала «Кругозор». Им удалось очень естественно соединить бит, свинг и рок с мелодиями степи.
Официальная дата рождения ансамбля - 1 августа 1967 года. Тогда в Баянаульском районе Павлодарской области студенческий отряд Казахского политехнического института строил сельский клуб. Когда его открыли, то первыми артистами стали сами строители, дав концерт для местных жителей и студентов Будапештского университета (стройотряд был интернациональным). Именно венгры и придумали название «Дос-Мукасан», составив его по первым слогам имен участников: «Дос» - Досым Сулеев, «Му» - Мурат Кусаинов, «Ка» - Камит Санбаев, «Сан» - Апександр «Саня» Литвинов.
Думали - шутка, временное явление. Потом дали концерт в Политехническом институте. Их сравнивали с латиноамериканцами: тогда в моде были ансамбли «Лос-Анжелос», «Лос-Парагвайос». А у нас - «Дос-Мукасан». А что?! Звучит. А название «перевёл» народ: «Мукасан» - это что-то от древних мукамов? «Дос» - друг. Стало быть, «Друзья музыки». Были же «Beatles» - «жуки» и «Rolling Stones» - «Катящиеся камни».
Сначала музыканты играли всё, что попадалось под руку, студенческие песни, цыганские, советскую эстраду. Потом перешли к народной тематике: «Жайдарман», «Наз Коныр», - соединив популярную во всём мире гитарную музыку с народной песней. Первую педаль «fuzz» сделали на кафедре автоматики и телемеханики в «политехе». Тогда же Мурат Кусаинов написал первую 7-минутную инструментальную рок-композицию «Бетпак Дала», которая была очень популярна в 1970-х.
Первый выход на всесоюзную арену состоялся в 1971 году в Ташкенте - на конкурсе самодеятельных ансамблей технических ВУЗов Советского Союза, на котором заняли 1-ое место. Председателем жюри был Батыр Закиров, особо отметивший, что у казахстанцев появилась хорошая группа - «Дос-Мукасан».
Позже к первому составу ансамбля присоединились Мейрбек Молдабеков, Шарип Омаров, Бахытжан Жумадилов и Нуртас Кусаинов. Любопытно, что после окончания Политехнического института все музыканты остались в его стенах - преподавать на кафедре автоматики и телемеханики. Расширяется и гастрольная деятельность ансамбля: в 1969 году побывали в Венгрии, в 1970-ом году в ГДР, в 1971 - в Польше, а в 1972 году по линии БМТ «Спутник» - во Франции. Больше всего в Европе ребятам запомнилась Польша. Когда в Варшаве они стали исполнять «Сулу кыз», зал стал подпевать и раскачиваться в такт музыке. После концерта выяснилось, что это польская народная песня, которую на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Польше выучила Роза Багланова и привезла в Казахстан. Её записали на радио, а потом её нашел Мурат Кусаинов, сделал аранжировку, и она вошла в репертуар «Дос-Мукасана».
Когда Мурат Кусаинов женился - первым из участников ансамбля - его друзья-музыканты за 2 часа до свадьбы сочинили песню «Той жыры» в качестве свадебного подарка. Досым Сулеев написал музыку на стихи поэта Улыкпана Сыдыкова. Никто не предполагал, что песня станет известной за пределами Алма-Аты и Казахстана, будет исполняться на бис на концертах за границей.
В 1973 году «Дос-Мукасан» пригласили в Минск на Всесоюзный конкурс профессиональных исполнителей советской песни, в котором участвовали такие известные в то время ансамбли, как «Песняры» и «Самоцветы». Там они заняли 2-ое место, вслед за «Песнярами», получив ещё и приз «За лучшую обработку советской песни» - «Соловьи России» в исполнении лирического тенора Нуртаса Кусаинова. Затем, вместе с «Песнярами» были приглашены в Берлин - на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1973), откуда вернулись обладателями золотой медали фестиваля. Это был первый прорыв казахской эстрады на мировую сцену. Весь Союз знал этот крепкий профессиональный коллектив. Ансамбль выступал в Москве, Ленинграде, на XII съезде ЛКСМ, побывал с гастролями на БАМе, Нурекской ГЭС, стал лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана.
В 1974 году сменился состав ансамбля. Досым Сулеев, Камит Санбаев и Мейрбек Молдабеков уехали учиться в аспирантуру в Москву. Ещё раньше ушёл Александр Литвинов. Мурат Кусаинов остался практически один. В это время к нему с предложением работать на профессиональной сцене настойчива обращается Министерство Культуры КазССР. И в 1975 году ансамбль переходит на работу в «Казахконцерт». В состав ансамбля вошли Мурат Кусаинов, Бахытжан Жумадилов, Нуртас Кусаинов, Багдад Айдарханав, Аскар Жанкушуков, Арсен Баянов и Мурат Сарыбаев. В этом составе в 1977 году «Дос-Мукасан» отправился в Америку.
«Дос-Мукасан» были первыми казахстанскими музыкантами, побывавшими в США. В одно время в Штатах с ними гастролировали «Песняры». Белорусы пробыли там 2 недели, а «Дос-Мукасан»-6 месяцев. Гастроли начали с Нового Орлеана - родины джаза. Открыли занавес: в зале одни американцы! За 40 минут наши музыканты завели зал. Для американцев казахи стали откровением, поэтому хозяева справедливо отметили композиции «Наз Коныр», «Дударай», «Кайдасын», «Той жыры» и музыканты осознали, что сделали и исполнили свои песни на мировом уровне. Всё прошло на «ура»! Брали автографы. «Дос-Мукасан» дали в Америке 180 концертов для 230 000 зрителей. Ансамбль показали в американских новостях, а две американские фирмы грамзаписи предложили ансамблю записать диск-гигант. Это было время «холодной войны». Всё шло через Москву, через Министерство культуры СССР. Конечно, музыкантам сотрудничать с американцами не позволили. Но в СССР на фирме «Мелодия» дважды: в 1976 и 1983 гг. выходили диски-гиганты ансамбля «Дос-Мукасан». Тогда, в 1977 году, Мурат Кусаинов написал рок-композицию «Путешествие по океану», навеянную поездкой в Америку. А в декабрьском номере журнала «Кругозор» 1977 года была опубликована статья «Дос-Мукасан: Узоры времени».
В 1978 году «Дос-Мукасан» побывали с гастролями в Чехословакии и Турции. Три раза были с гастролями в Монголии, а в 1983 году выступали в Афганистане - перед ограниченным контингентом Советских войск, Объездили Союз вдоль и поперёк: от Сахалина до Калининграда. Им аплодировала Прибалтика: Таллин, Вильнюс, Каунас и Рига. Проехали всю Украину: от Харькова и Киева до Луцка, Черновцов и Ужгорода. Были в Кишиневе и Ташкенте. Побывали на Черноморском побережье: Одесса, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Сочи, Сухуми и Батуми.
В 1978 году в ансамбль пришёл Акжол Мейрбеков, спевший заглавную партию в первой казахской рок-опере, «Жеруйык», поставленной силами ансамбля в 1980 году. Музыку написал Толеген Мухамеджанов, аранжировка - Мурата Кусаинова.
В 1985 году «Дос-Мукасан» стал дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Тогда же был распущен второй состав: все музыканты стали семейными людьми, и уже не было творческого роста. В третий и последний состав «Дос-Мукасана» вошли: Мурат Кусаинов, Булат Кусаинов, Абит Калиев, Акнай Шмотов, Алибек Асанов, Баглан Садвакасов, Ардак Айдарханов.
«Ансамбль великой степи»
из газеты «Огни Алатау» от 25 октября 2007 года
Содержание:
Сторона 1
01. Бетпак Дала (Голодная степь) (М.Кусаинов)
02. Ахау Бикем (Прекрасная девушка) (народная песня)
03. Аяулым (Моя нежная) (А.Молдагаинов – Е.Зикибаев)
04. Ляйлым шырак (Дорогая Ляйлым) (Ахан-Серэ)
Сторона 2
05. Туган Жер (Родная земля) (М.Кусаинов – Г.Каирбеков)
06. 16 Кыз (16 девушек) (народная песня)
07. Куа Бол (Будь свидетелем моей любви) (Н.Тлендиев – Т.Молдагалиев)
08. Сулу Кыз (Красивая девушка) (польская народная песня)
09. Куанышым Меным (Радость моя) (М.Кусаинов – Л.Сыдыкова)
Продолжительность: 00:37:35
На казахском языке
Запись 1976 г.
Оцифровал: bruk67
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 2018
Издатель: Soviet Grail
№ по каталогу: SG042
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 110 Мб
Дос-Мукасан - Дос-Мукасан (2018).rar
+lossless part1 part2
Комментариев нет:
Отправить комментарий