Ещё в начале 20-х годов создатель первого советского джаз-ансамбля Валентин Парнах разглядел в джазе переплетение культур Востока и Запада. Долгое время о джазе говорили как о сплаве двух начал – «белого» и «чёрного», европейского и африканского. Добавление к этому сплаву каждой новой краски становилось событием большого художественного значения. Сегодня в джазе соединяются генеалогические линии музыки многих народов, и тем интереснее предстаёт его развитие в нашей стране с её огромным этническим разнообразием, с богатым спектром музыкальных традиций.
Одним из наиболее сенсационных явлений в эволюции современного советского джаза оказался его «среднеазиатский взрыв» на рубеже 70-80-х годов, сущность которого заключалась в интенсивнейших процессах взаимодействия джаза с традиционной музыкой Востока. «Восточное направление» в советском джазе оказалось и наиболее интересным с точки зрения интонационного своеобразия.
Истоки этого слияния можно увидеть в творчестве азербайджанских пианистов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафа-заде (60-е годы). Однако к 80-м годам примеры азиатско-джазовых сплавов перестали быть единичными, а приобрели характер самостоятельного творческого русла. Они стали особенно заметны на джаз-фестивалях в восточных регионах страны – в Баку, Тбилиси, Фергане, Новосибирске, Красноярске, Кустанае, на фестивалях в Москве, Ярославле, Днепропетровске.
Ферганский фестиваль 1978 года выявил двух лидеров нового направления – ансамбль солистов Ташкентского радио с трубачом Юрием Парфеновым и алма-атинский ансамбль «Бумеранг», руководимый барабанщиком Тахиром Ибрагимовым. Оба показали себя тонкими и глубокими знатоками восточных музыкальных культур. Первый создал «ориентальный», медитативный стиль игры на трубе, не имевший в джазе аналогов, второй, собравший в зарубежных гастролях богатую коллекцию азиатских ударных инструментов, ввёл их в свой ансамбль. Приход Парфёнова в «Бумеранг» в 1980 году значительно расширил интонационный спектр ансамбля, обогатил его репертуар. Первые два диска ансамбля – «Бумеранг» и «Орнамент» - содержали в себе талантливые скрещивания музыкальных традиций народов Востока в широчайшем ареале – Бирма, Индия, Средняя Азия, Крым, Турция, Балканы. Третья пластинка отражает новый этап эволюции ансамбля, который стал своего рода творческой лабораторией, объединившей многих музыкантов Алма-Аты в поисках нового и самобытного.
В составе ансамбля – одарённый музыкант Фархад Ибрагимов, прекрасно владеющий бас-гитарой и национальными ударными, композитор, художник, а возможно, и режиссёр; трубач Валерий Баннов, творчески продолживший стиль Юрия Парфенова; пианист Михаил Ермолов, композитор и музыковед, чьи исследования в области структурного анализа музыкальной фразировки вызывают интерес как в джазовой, так и в академической среде; гитарист Василий Раббэ, нашедший интересное использование индийского ситара; Владимир Стригоцкий, композитор, ищущий свой, также отчётливо «восточный» путь в музыке, как акустической, так и электронной…
Три сравнительно больших композиции, представленные на этом диске, - интересные образцы композиторского и исполнительского творчества. Пьеса «Полёт беркута» начинается светлыми и высокими аккордами, неспешно взбирающимися вверх в хроматическом движении, сразу создавая образ высокого горного неба и парящей в нём гордой птицы. Соло Баннова на флюгельгорне близко стилю «алла» (жанр узбекской колыбельной), оно изобилует восточными мелодическими украшениями – тут и четвертьтоновые мелизмы (кочарим и кола), и едва заметные понижения и повышения тонов. Эпическое дыхание пьесы создаёт удивительное настроение: хочется закрыть глаза и полностью отдаться этому полёту.
Пьесу «Лавка чудес» я воспринял как любовно нарисованную картинку восточного базара. Замечательно найдено созвучие синтезатора и ситара, обаятельны их «песни без слов», увлекателен «турнир» ударных и электронных. Соло Раббэ на ситаре своеобразно по колориту. Хорошо вписалось в пьесу и соло саксофониста Батырхана Шукенова.
Пьеса «Мираж», давшая название этой пластинке, совсем иная. Её первая половина - как бы пейзажная зарисовка: караванная песня, зной, движения почти нет, погружение в себя, вдруг свет, надежда, торжество, но вот возникшее видение рассеивается – это мираж… Во второй части, полной движения и энергии, примечательно соло Валерия Баннова с его головокружительной вязью в верхнем регистре и соло Михаила Ермолова на фортепиано, интонационно отсылающее нас к тематике первых двух пьес. Это как бы итог и комментарий общей композиции пластинки.
АЛЕКСЕЙ БАТАШЕВ
Содержание:
Сторона 1
01. Полёт беркута (Ф.Ибрагимов)
02. Лавка чудес (Ф.Ибрагимов, В.Раббэ)
Сторона 2
03. Мираж (М.Ермолов)
Продолжительность: 00:36:18
Аранжировки Ф.Ибрагимова (1,2), М.Ермолова (3)
Джаз-ансамбль «Бумеранг» п/у Тахира Ибрагимова:
Валерий Баннов - труба, флюгельгорн
Батырхан Шукенов - тенор-, альт- и сопрано-саксофоны (2)
Фархад Мусабаев - синтезатор "Ямаха ДХ 7", фендер-пиано (2)
Владимир Стригоцкий - синтезатор
Михаил Ермолов - фортепиано (1,3)
Василий Раббэ - гитара, ситар
Фархад Ибрагимов - бас-гитара (1,2)
Владимир Мусаилов - табла, байя
Тахир Ибрагимов - ударные, перкашн
Звукорежиссёр А.Байгарин
Запись 1986 г.
Оцифровал gosha-k
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1986
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: C60 22759 001
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 83.3 Мб
Бумеранг - Мираж (1986).rar
Комментариев нет:
Отправить комментарий