вторник, 19 ноября 2019 г.

Музыкальное приношение. Советские композиторы исполняют свои сочинения на синтезаторе АНС



А.Шнитке, Э.Денисов, С.Губайдулина, О.Булошкин, Э.Артемьев исполняют свои сочинения на синтезаторе «АНС»

Дирижер бросает взгляд на партитуру, взмахивает палочкой, и вот уже поют скрипки, вступают трубы, арфы, ударные... Картина, знакомая каждому любителю музыки. Теперь вообразите партитуру, которая звучит сама — без дирижера, без оркестрантов, даже без музыкальных инструментов. Это волшебство создается с помощью музыкального синтезатора «АНС».

«АНС» — машина, позволяющая композитору рисовать свои произведения, творить музыку, минуя ноты и оркестр. Двадцать лет потратил советский ученый Евгений Александрович Мурзин на создание своего детища, которое позволило — впервые в истории музыки — свести воедино три процесса: сочинение музыки, запись сочиненного и исполнение.

Действие музыкального синтезатора «АНС» сложно и хитроумно. В нем горят лампы, вращаются узорчатые стеклянные диски, мечутся, преломляясь в призмах, световые лучи. Сидя за пультом, композитор склоняется над листом стекла, покрытым слоем темной краски. Это — своеобразная «бумага» для записи «самозвучащих нот». Их наносят резцом, снимая в определенных местах краску и образуя таким образом прозрачные линии. Рисунок на стеклянной партитуре и служит «самозвучащими нотами». Он задает машине программу работы, какие звуки и в каком порядке следует воспроизвести. Чтобы прослушать нарисованную звуковую картину, достаточно нажать кнопку, и стекло с прозрачным узором плавно въезжает в широкую темную щель читающего устройства. Там и происходит чудесное перевоплощение «гравюры» в музыку. Линии рождают звуки, звуки сменяют друг друга, машина поет. А композитор превращается в дирижера: управляя рычажками и педалями, он замедляет или ускоряет звуки, увеличивает или уменьшает громкость. Для того чтобы не возникало звукового хаоса, Е. А. Мурзин ввел в конструкцию аппарата еще одну важную деталь. Он поставил на пути светового луча зачерненную пластинку, которую назвал предельно точно — партитура.

Да, поистине огромные возможности таит в себе этот инструмент композитора: музыкант может творить лишь в рамках двенадцатиступенчатого темперированного строя, а в октаве «АНСа» — 72 элемента, целая сокровищница звуков.

Е. А. Мурзин посвятил свое изобретение А. Н. Скрябину. И это, безусловно, оправдано. Именно он, творец «Поэмы экстаза» и необъятного «Прометея», особенно горячо ратовал за расширение рамок музыкального строя, искал звучания, более богатые и разнообразные, чем способен дать традиционный симфонический оркестр. Мечта А. Н. Скрябина сбылась, но лишь в 1959 году, когда Е. А. Мурзин установил в мемориальной квартире композитора электронный оптический аппарат «АНС».

Электронная музыка, записанная на «АНСе», известна советским зрителям по кинофильмам «В космос», «Солярис», «Зеркало», «Сибириада» и другим. Синтезатор использовался и при выпуске первой грампластинки с записью электронной музыки — произведений композиторов Э. Артемьева, С. Крейчи, Ш. Каллоша, А. Немтина.

В 1966 году начала работу студия электронной музыки. За десять лет ее существования было сделано немало интересных открытий, но в конце 70-х годов вся работа вдруг была объявлена ненужной и неперспективной. Студию закрыли. И только теперь, после .столь значительного перерыва, стал возможен выпуск второй грампластинки, замысел которой возник еще в начале семидесятых. Произведения композиторов Э. Артемьева, О. Булошки-на, Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, представленные на этой пластинке, были исполнены в бывшей студии электронной музыки.

***

«Поток» — электронная музыка, выполненная на синтезаторе АНС в 1969 году в бывшей студии электронной музыки. Это — краткий этюд, в котором хотелось испытать чистый тембр синусоидного тона. Темой канона является последовательность натуральных интервалов (от 1 до 16 обертонов). Постепенное наслоение голосов канона приводит 1 к кульминации и к последующему постепенному успокоению».

Альфред Шнитке

***

Пьеса «Таинство» состоит из двенадцати электронных пьес. Она написана в 44-ступенной темперации, которая трактуется как микроинтонирование вокруг опорных тонов лада (известных по 12-ступенной темперации). 72-ступенная темперация АНСа позволяла работать как с любым звукорядом, имеющим распространение среди различных народов, так и искусственно созданных (гипермажор Е. Мурзина, например). Тембральная техника в этом сочинении комбинированная. Это — синтезированные звуки и акустические ударные инструменты».

Олег Булошкин

***

Двухчастное сочинение «Мозаика» исполнено в 1968 году на синтезаторе АНС. Первая часть — это коллаж тембров, образов, ощущений спонтанно флуктирующих из некого начального гармоние-тембра — хаоса. Во второй части эти лейттембры экспонируются как бы через призму сна — это заторможенное воспоминание о них и, как всякое воспоминание, несколько искаженное.

Эдуард Артемьев

***

Произведение «Двенадцать взглядов на мир звука» (1970) представляет собой вариации на один тембр (темир-комуз). Общая концепция вариаций — путь от цельного тембра к его различным спектральным блокам вплоть до отдельных обертонов, из которых создаются новые рекомбинации и далее переходят к полному синтезу первоначального тембра. Пространство тембра — это пространство перспективы. Отсюда и форма сочинения — от крупных деталей к мелким — отдельным обертонам. Каждая вариация — звуковой образ. Их всего двенадцать.
1. Акустические версии
2. Спектральные зоны
3. Разрушение тембра
4. Гармония тембра
5. Движение и ритм
6. Пространство тембра
7. Вертикали и горизонтали
8. Негатив
9. Шумы и негармонические призвуки
10. Синтез тембра
11. Мимикрия
12. Свободная игра

Эдуард Артемьев

***

Пьеса "Vivente - non Vivente" выполнена в экспериментальной студии электронной музыки в 1970 году. Это — одночастное сочинение, в основу которого положена идея контакта «живого» и «неживого» звучания, то есть произведенного с помощью синтезатора АНС.
Противопоставления «живого» и «неживого» даны в пьесе в самых различных материалах. Звучания колокольные, хоровые, человеческого голоса, смех, слезы, дыхание имеют как бы двойственное происхождение (искусственное и естественное) и претерпевают превращение одного состояния в другое.
Так звуки синтезатора, напоминающие дыхание, в экспозиции пьесы становятся подлинным дыханием человека в коде. Или в кульминации произведения смех «человеческий» внезапно превращается в смех «машинный».

Софья Губайдулина

***

«Пение птиц» — единственное моё сочинение, реализованное в бывшей студии электронной музыки при музее А. Н. Скрябина. Эта пьеса написана для магнитной ленты и подготовленного фортепиано. Вся пьеса сделана на материале пения птиц, звуков леса, а также некоторых электронных звучаний. Электронный материал использован крайне деликатно: только некоторые красочные пятна и кластеры. Партия солиста записана графически, символами, которым соответствуют разные способы звукоизвлечения на струнах и клавишах фортепиано. Символы расположены в виде концентрических колец и «прочитываются» солистом от края к центру. Каждое из колец соответствует определенному сегменту магнитной пленки (1 см2= 1 сек).

Эдисон Денисов


Содержание:

Сторона 1

01. Олег Булошкин - Таинство (3.34)
02. София Губайдулина - Vivente-Non Vivente (10:44)
03. Эдуард Артемьев - Мозаика (4:00)

Сторона 2

04. Эдуард Артемьев - Двенадцать взглядов на мир звука (12:52)
05. Эдисон Денисов - Пение птиц (5:05)
06. Альфред Шнитке - Поток (5:50)

Продолжительность: 00:42:41

Звукорежиссёр Юрий Богданов

Запись 1971 г.

Оцифровал: gar_kir

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1990
Издатель: Мелодия
№ по каталогу С60 30721 000
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 134 Мб
Музыкальное приношение (1990).rar
+lossless
+lossless от Farscape2008

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Блог разблокировали, поэтому возвращаюсь на старый привычный адрес: https://smssend-rock.blogspot.com/ А вообще, странная какая-то история ...