пятница, 1 ноября 2019 г.

Фирюза - Фирюза (переиздание 2019)



Когда заходит речь о самом редком и труднодоступном альбоме советской эпохи, то любой интересующийся данным вопросом диггер или коллекционер виниловых пластинок, недолго думая ответит, конечно же, «Фирюза». И с этим невозможно не согласиться, но есть одно большое «но»: на этом, как правило, все познания и заканчиваются.

Одноименный туркменский коллектив, возглавляемый Дмитрием Саблиным, музыка которого рождалась на стыке национальных этнических мотивов с заметным влиянием как прогрессивного рока, так и психоделического джаза, волею судеб оказался единственным, а история его создания - и вовсе нерассказанной.

Переиздание, которое вы держите в руках, является результатом многолетних трудов, так называемой музыкальной археологии и, буквально, детективной деятельности. Благодаря отзывчивости участников оригинального состава коллектива, а также их родных и близких, нам удалось не только переиздать легендарный альбом, но и задокументировать историю создания на основе множества воспоминаний, интервью, предоставленных газетных статей и фотографий из личных архивов. И, наконец, всю проделанную работу мы с честью предоставляем вам.

Сергей Климов, 2019

***

Выражаем огромную благодарность Ивану Васильевичу Саблину - младшему брату руководителя коллектива «Фирюза» Дмитрия Саблина, а также участнику коллективов «Саблины» и раннего состава «Фирюзы» в 70-е годы, за драгоценные воспоминания, предоставленные из личного архива фотографии, газетные статьи и слайды; Игорю Гордееву - барабанщику коллектива, Евгению Ночевному и Михаилу Мамедову - гитаристам коллектива, и Алику Нияченко - бас-гитаристу коллектива, за не менее драгоценные воспоминания, без которых данное издание не было бы столь полным и содержательным.

Отдельную благодарность выражаем Василию Остроумову - петербургскому диск-жокею (более известному под творческим псевдонимом DJ BAZ) и коллекционеру виниловых пластинок, а с недавнего времени - заведующему лейблом Spasibo Records, на котором он издаёт предпочтительно в 7" формате как советский, так и зарубежный грув (более подробно о данных релизах вы можете узнать на spasiborecords.bandcamp.com). В основу настоящего издания легли годы по-настоящему археологической деятельности, которую провёл Василий и любезно предоставил нам все имеющиеся наработки, чтобы данное издание наконец-то увидело свет в лучшем виде.

По просьбе Ивана Васильевича Саблина, в оформлении данного буклета используются картины художника Мамеда Мамедова: на 2-й странице - «Красные в Каракумах» (1972 г.), на 15-й странице - «Моление о воде» (1967 г.). «Мамед Мамедов был другом нашей семьи, нашим учителем живописи и наставником и помощником по жизни. Тогда вообще было время творческого подъёма, единомыслия и человечности, поэтому не удивительно, что его картины вдохновили Дмитрия на композиции», - поведал нам Иван Васильевич. Картины послужили вдохновением для написания композиций «Край родной» и «Диалог в ауле» соответственно.

Издание посвящается Светлой Памяти Дмитрия Саблина, Сабира Ризаева и Ханы Тен.

Сергей Климов, 2019

***

Дмитрий Васильевич Саблин - родился 4 августа 1949 года в городе Чарджоу, Туркменистан. Учился в школе № 12. Мать Дмитрия - Саблина Валентина Васильевна, фельдшер, в 40 лет осталась одна с тремя детьми, муж бросил семью и отказался от детей. После этого семья сменила фамилию, а дети - и отчество.

Он был очень одарён от Бога: замечательный карикатурист, начитанный, со здоровым чувством юмора, поэт, пародист, обладал абсолютным слухом - владел всеми музыкальными инструментами и, наконец, композитор. Мечта его юности - создать свою группу. И, как человек целеустремлённый, он её осуществил.

В 70-х мы слушали всё - и джаз, и рок. Дело в том что Туркмения граничит с Ираном, где до 1979 года была американская военная база. Поэтому с поставкой пластинок там было всё хорошо налажено! Оттуда же ловили и радио!
Музыкальная информация поступала порой даже раньше, чем в Москву и Ленинград. Все что было новое - можно было услышать по иранскому радио и записать на плёнку. Если кому-то удавалось найти пластинку - она сразу же расходилась на бобины всем музыкантам.

Одним из самых любимых музыкантов Дмитрия был Джимми Смит (Jimmi Smith). Дмитрий настолько смог перенять манеру игры Джимми, что его даже стали называть «Дима Смит»! Дмитрий учился в музыкальном училище по классу баяна, но потом перевёлся на ударные, потому что класс баяна не давал возможности быть аранжировщиком, в отличие от класса ударных.
(Иван Саблин, младший брат Дмитрия Саблина)

***

В 1968 году при Гостелерадио Туркмении образовывается группа «Гунеш», в состав которой входили молодые музыканты-энтузиасты. Они играли джаз, и я постоянно приходил к ним на репетиции, где и познакомился с барабанщиком Дмитрием Саблиным. В то время он купил себе фирменную барабанную установку «Премьер» за 1200 рублей, с хэтом, малым барабаном и тарелками - неслыханная роскошь!» Музыканты «Гунеша» по вечерам играли в отеле «Ашхабад».
(Игорь Гордеев - ударник ансамбля «Фирюза»)

***

Официально, как самый старший мужчина в семье, Дмитрий был кормильцем и не подлежал призыву в армию. Однако, в 1972 году он женится на певице Розе Тураевой и теряет статус кормильца, после чего его забирают в армию. По возвращению из армии, его место в «Гунеше» уже занято. Но находится место ударника в республиканском оркестре ТВ и Радио Туркмении. Он идет туда.

Несмотря на работу в Республиканском оркестре, Дмитрия не покидают мысли о создании своего ансамбля. Младший брат Иван, пока Дима был в армии, освоил ударные и даже зарабатывал на его ударной установке деньги в семью.
Среднего брата Владислава Дима «поднатаскал» в игре на бас-гитаре - так образовалась тройка Саблиных. Чуть позже присоединился гитарист Михаил Есаян. И вот, в 1974-м году собрался ансамбль: Дмитрий Саблин - клавишные, Михаил Есаян - гитара, Иван Саблин - барабаны, Владислав Саблин - бас-гитара.

В 1975 году ребята уже играли на дискотеках. Чтобы там сыграть, надо было подготовить помимо кавер-версий ещё и свои композиции. Кстати, Дмитрий тогда ещё и пел, но тяготел больше к инструментальной музыке. Так вот, для этих самых дискотек, ребята подготовили уже свои композиции, которые написал Дмитрий. Композиции были с туркменскими ритмами, были с размером 7/8, а одна из композиций была даже обработкой партии из какой-то оперы. Дмитрию всегда хотелось делать такую музыку, которая была бы ни на что не похожа, что-то своё.

Ансамбль братьев назывался просто «Саблины». Музыканты вспоминали, что если выдавалось время без выступлений, то обязательно шли слушать Саблиных. Ансамбль этот просуществовал с 1974 до 1978 года.

Первая запись ансамбля Саблиных состоялась стихийно и, можно сказать, дала начало ансамблю «Фирюза». Дмитрий договорился с передвижной студией (это был целый автобус), и в клубе, где Саблины репетировали, были записаны три композиции. Эту запись позже передали руководителю одного из оркестров с предложением сделать малый состав на базе данного оркестра. Но чуда не произошло...
(Иван Саблин, младший брат Дмитрия Саблина)

***

Дирижёром эстрадного оркестра при ТВ и Радио в то время был Г. Глушко, и под его руководством в коллективе появляется много молодых музыкантов: Е. Ночевный, С. Ризаев, и многие другие. Мы объездили с гастролями всю Туркмению с известным и, уже успевшим поднадоесть, репертуаром. Но основной состав из прежних музыкантов интересовался больше материальной, а не творческой стороной проблемы. Молодые музыканты хотели играть, разбирать новые произведения, мы даже прятали домино от старших товарищей, но ничего не помогало. В связи с этим мы понемногу стали обособляться и тайком репетировать самостоятельно. Так, приблизительно выявился основной состав будущей группы «Фирюза».
(Игорь Гордеев - ударник ансамбля «Фирюза»)

***

В оркестре было 35 человек - народ разный и по возрасту, и по инициативности. В этом оркестре был бас-гитарист Александр Королёв - он начинал заниматься с «Фирюзой», но что-то ребятам не понравилось, и они позвали меня, потому что мы все друг друга знали.
(Алик Нияченко - бас-гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

К Дмитрию попало письмо с предложением сделать малый состав. Дмитрий сразу обратился к братьям, но ребята на тот момент выбрали путь художников и профессиональную карьеру музыкантов делать не захотели.

«Фирюза» - это название навеяно легендой о семи братьях и сестре, красавице Фирюзе, отдавшей жизнь за любимых братьев и завещавшей им делать людям только добро!

Фирюзой издавна называется и одна из живописнейших местностей Туркмении, где много зелени, где прохладу дарят каскады бриллиантовой россыпью переливающихся фонтанов. Люди в Фирюзе добры и приветливы; показывая гостю достопримечательности, они обращают внимание на легендарное древнее дерево, устремлённое ввысь семью стволами - по легенде братья Фирюзы превратились в стволы дерева.

Название ансамбля - «Фирюза», являясь как бы синонимом любви к родному краю и его замечательным людям, раскрывает содержание творчества этого коллектива.
(Иван Саблин, младший брат Дмитрия Саблина)

***

Это дерево (на фотографии справа) находится в Ашхабаде в местечке Фирюза, и называется «Семь братьев и сестра».
Существует легенда про это дерево, но я к сожалению, не знаю. Буквально за несколько дней до отъезда на конкурс, художественный руководитель Оркестра Телевидения и Радио Сейтнур Атаев предложил взять название «Фирюза» - нас было семеро вместе с оператором и скрипачкой Ханой Тен.
(Евгений Ночевный - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

Итак, с июня 1978 года начались репетиции «Фирюзы», на каждый тур конкурса музыканты готовили по две композиции. То есть всего было подготовлено шесть композиций. В Ленинграде ансамбль пробыл 20 дней. За это время мы поучаствовали во всех трёх турах конкурса и в заключительном концерте.
(Алик Нияченко - бас-гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

К конкурсу было подготовлено семь музыкальных композиций, и они по звучанию были достаточно длинные - по 10 минут. Работа над аранжировкой каждой мелодии была сложная. Мы репетировали по ночам, так как днём были заняты на репетициях Оркестра. В итоге было решено остановить свой выбор на вариации произведения Нуры Халмамедова «Гармония», так как на конкурс надо было выносить лишь один номер. Данная вариация была сложного ритмического размера, и это стало нашим козырем, ведь в чем-то мы стали новаторами!
(Михаил Мамедов - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

«Фирюза» долго и упорно работает над созданием собственной концертной программы. По истечении пяти месяцев, в преддверии Всесоюзного эстрадного конкурса, музыканты «Фирюзы» обращаются за разрешением на выезд в официальное учреждение, и, получив его, уезжают на фестиваль.
(Игорь Гордеев - ударник ансамбля «Фирюза»)

***

Члены жюри по достоинству оценили номер туркменской группы - и уровень оригинальности и необычности, и уровень сложности, а также мастерство музыкантов. Группа «Фирюза» была удостоена 1-й премии и звания лауреата конкурса.
Вернулись ребята в Ашхабад победителями: вся республика гордилась своими героями, группу «Фирюза» знали все поклонники инструментальной музыки!
(Михаил Мамедов - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

В мае 1979 года ансамбль записывает пластинку, как лауреат конкурса артистов эстрады, и готовится к участию в московском концерте лауреатов всесоюзного конкурса артистов эстрады.

В этом же 1979 году группа «Фирюза» была приглашена в Москву для записи их первого и, к сожалению, последнего винилового альбома, в который вошли такие музыкальные композиции, как: «Ашхабад» Н. Халмамедова в обработке Дмитрия Саблина, «Край родной» А. Эсадова «Чапыксуар» Ч. Нурымова, «Диалог в ауле» К. Аннанепесова и Ч. Нурымова. Кстати, поехали ребята на запись на собственные средства: местные чиновники не поддержали их даже в расходах на дорогу и гостиницу. Зато аппаратуру для записи им предоставила сама Алла Пугачёва - спасибо ей за это! Запись происходила на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».
(Михаил Мамедов - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

Мы писали в спартаковских условиях: в Москву приехали самостоятельно без всякой поддержки, на свои деньги; спали в общежитии в «красном уголке», два дивана сдвинули и как шпроты спали восьмером; писали два или три дня: дни начинались, с утра разбегались по городу по домам культуры, собирали аппарат, кто что даст и к обеду встречались на ДЗЗ на ул. Качалова. На второй день нам посоветовали обратиться к Алле Пугачёвой. При её величии, Алла Борисовна - прекраснейший человек! Мы пришли на ул. Герцена - там студия, где она писалась. Мы рассказали свою проблему, она сразу позвала главного из своего оркестра и сказала ему «Дайте ребятам всё, что нужно!» Тогда запись пошла получше. Её оркестранты сидели с нами при записи в студии, не знаю из-за любопытства или чтобы ничего не стащили. Дай Бог здоровья Алле Борисовне!
(Евгений Ночевный - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

После конкурса в Ашхабад пришла заявка от фирмы «Мелодия» на запись ансамбля «Фирюза» в Москве. Группа на свои деньги едет в столицу, получает в своё распоряжение время в студии в «Доме Звукозаписи». Но аппаратура (орган, комбики, барабаны) предоставлены не были. Группу выручил ансамбль Аллы Пугачёвой, и дали «Фирюзе» в распоряжение однорядный орган Vermona, барабанную установку, усилитель и колонку «Родина», бас-усилитель УМ-50. Было забавно втыкать Fender Jazz Bass в усилитель УМ-50. За три вечера был записан весь материал! Играли все вместе, а потом были наложены эффекты.
(Алик Нияченко - бас-гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

Возвратившись лауреатами, многие музыканты группы имели неприятности по месту работы, а пришедшее через полгода письмо из Москвы от руководителя этого культурного мероприятия, остаётся без внимания. В нём было разрешение на право получения победителям конкурса музыкальной аппаратуры фирмы «Динакорд». Это была победа. Неизвестно, как бы сложилась далее творческая судьба группы, имея они в своём распоряжении такой солидный технический арсенал.
Тем не менее, этого не произошло, и после записи первой и единственной пластинки, коллектив распался.
(Игорь Гордеев - ударник ансамбля «Фирюза»)

***

Такой триумф оказался, к сожалению, последним этапом в творческой жизни группы. Для многих известных музыкантов победа в конкурсе - это только трамплин к успеху, начало пути. Но, как часто это бывает, чиновники от культуры расценили победу «Фирюзы», как законченное действо - мы же победили, ну, и всё на этом! Ребятам не было предоставлено никаких условий для дальнейшего роста, и недолго и безуспешно поборовшись за своё будущее, группа распалась, не получив шанса на развитие и раскрутку.
(Михаил Мамедов - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

Батыр Закиров был в жюри на конкурсе, и после приглашал весь ансамбль к себе в Ташкент, давал девять штатных единиц, а в «Фирюзе» кто учился, у кого семья и т.д. Поэтому не получилось поехать туда работать. После этого ансамбль дал трещину и через несколько месяцев окончательно распался.
(Алик Нияченко - бас-гитарист ансамбля «Фирюза»)


После распада группы «Фирюза» все участники группы, в знак протеста, ушли из Оркестра Радио и Телевидения ТССР.
(Михаил Мамедов - гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

В 1979 году, осенью, «Фирюза» должна была поехать на фестиваль «Сопот», но министерство культуры Туркменской республики сообщило, что такого коллектива не существует...
(Алик Нияченко - бас-гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

В 1982 году музыканты группы «Фирюза» расходятся. Этот шаг можно расценивать как своего рода бунт против сложившейся рутинной системы концертной деятельности: филармония и другие организации «прокатывали» готовые составы, не оставляя возможности творческого роста другим, так называемым, неофициальным коллективам. Не обеспечивали их качественной звуковой аппаратурой, не заботились о режиссуре и сценографии. Находясь в полной зависимости от работодателей, большинство музыкальных коллективов «отрабатывало» своё имя и превращалось в «отходы» музыкальной индустрии. «Фирюза» такой судьбы не пожелала и, просуществовав год, её коллектив распался.
(Игорь Гордеев - ударник ансамбля «Фирюза»)

***

Ни одного туркмена в ансамбле не было, поэтому местные власти крест положили на этом ансамбле.
(Алик Нияченко - бас-гитарист ансамбля «Фирюза»)

***

После размолвки, некоторое время существовала надежда на восстановление и реконструкцию группы, но всё упиралось в материальное обеспечение, а на одном энтузиазме собрать музыкантов не получалось. На фестивале мы познакомились со многими коллективами и отдельными исполнителями, впоследствии поступало много предложений о совместной работе от Б. Закирова, Ю. Саульского и других, но мы хотели жить и заниматься творчеством у себя на Родине, продолжая надеяться неизвестно на что. Так время шло и шло, а ничего нового нам не предлагали и вообще забыли о нас. Группа распалась.
(Игорь Гордеев - ударник ансамбля «Фирюза»)

***

Примечание:
На обложке переиздания 2019 года изображены (слева-направо):
Гасан Мамедов (скрипка),
Евгений Ночевный (гитара),
Сабир Ризаев (саксофон, флейта),
Михаил Мамедов (гитара),
Дмитрий Саблин (клавишные),
Игорь Гордеев (ударные),
Алик Неяченко (бас-гитара)
В аннотации на обратной стороне есть неточности:
- неверно указана фамилия бас-гитариста: Алик Нифченко, вместо правильного Александр "Алик" Неяченко;
- среди имён участников ансамбля не указан исполнитель на скрипке. Все партии скрипки на альбоме исполнил Гасан Мамедов (он изображён со всеми музыкантами на лицевой стороне обложки).

Содержание:

Сторона 1

01. Ашхабад (Н.Халмамедов, композиция Д. Саблина)
02. Край Родной (А.Эсадов, композиция по картине М. Мамедова «Красные в Каракумах»)

Сторона 2

03. Чапыксуар (Ч.Нурымов)
04. Диалог в Ауле (К.Аннанепесов и Ч.Нурымов, композиция по картине М. Мамедова «Моление о воде»)

Продолжительность: 00:34:16

Дмитрий Саблин - клавишные
Игорь Гордеев - ударные
Евгений Ночевный - гитара
Михаил Мамедов - гитара
Сабир Ризаев - саксофон, флейта
Алик Нияченко - бас-гитара

Запись 1979 г.

Оцифровал: bruk67

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 2019
Издатель: Soviet Grail
№ по каталогу: SG021
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 140 Мб
Фирюза - Фирюза (2019).rar

+lossless part1 part2 part3

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Блог разблокировали, поэтому возвращаюсь на старый привычный адрес: https://smssend-rock.blogspot.com/ А вообще, странная какая-то история ...